Как в Москве избежать транспортного коллапса?

Спрашивает 12 дек 2007
Как в Москве избежать транспортного коллапса?
Получить новые ответы
Ответ
Более 60% жителей столицы стали владельцами автомобилей. Количество зарегистрированного транспорта достигло трех с половиной миллионов, вместе с гостями и транзитниками – около пяти. Согласно прогнозам экспертов, через 7-8 лет число зарегистрированных транспортных средств в Москве превысит пять миллионов

Департамент градостроительства в столичном правительстве утверждает, что объемы ввода машиномест каждый год растут, но назрела необходимость радикального реформирования парковочного пространства и корректировки градостроительных подходов при строительстве и реконструкции домов и жилых кварталов с учетом роста городского автопарка.

Москва в полной мере испытывает все трудности мировых мегаполисов: ежедневные многокилометровые пробки, высокий уровень загрязнения и катастрофическая нехватка парковочных мест. Город оказался не готов к автомобильному буму. Сложившаяся в столице ситуация тревожит не только рядовых москвичей, но и правительство. Концепция целевой программы города Москвы «Создание системы единого городского парковочного пространства на период 2008-2010 гг.» появилась с некоторым опозданием. Из нее следует, что одним из основных элементов упорядочения движения автотранспорта и его размещения на городской территории и в улично-дорожной сети является создание городской парковочно-пространственной системы. Вопрос размещения автотранспортных средств в крупных городах рассматривается как составная часть единой системы организации дорожного движения и общей транспортной стратегии. Власти признают свои просчеты и пытаются найти выход.

Отсутствие комплексного подход в решении вопросов размещения автотранспорта в столице приводит к снижению пропускной способности городских дорог и способствует возникновению транспортных пробок, аварийных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий, создает трудности для уборки улично-дорожной сети города, особенно в зимнее время, проведения работ по благоустройству территории, строительству и ремонту дорог. Серьезны препятствия создаются и осуществлению полномочий специализированных служб и органов - милиции, пожарной охране и скорой помощи.

Принятое в феврале решение правительства Москвы с 2008 года приступить к созданию системы платного парковочного пространства оставляет соответствующим службам менее года на утверждение концепции, поправки в федеральное законодательство и разработку нормативной базы. Без сомнения, проблема требует быстрого решения, но к перечисленному комплексу мер необходимо еще приобрести соответственное оборудование, наладить программное обеспечение и даже создать новую службу - парковочную инспекцию. По мнению городских властей, такие меры должны разгрузить город и... получить новую статью доходов в городской бюджет. На это обстоятельство обращали внимание эксперты. Чиновников не раз критиковали за стремление запретить парковку во дворах и усложнить жизнь автомобилистам для «раскручивания» гаражного сегмента рынка. Владельцы частного транспорта категорически не согласны парковаться за три автобусных остановки от дома, выкупать место в «народном гараже» по цене в полтора раза выше стоимости самого авто или оставлять в нем автомобиль на ночь по цене от 150 рублей за сутки. Противостояние автовладельцев, учитывая их способность консолидировать усилия, неизбежно. И если в ближайшие годы не установить четкий порядок размещения автомобилей в городе, вероятность транспортного коллапса довольно велика.

Согласно нормативам обеспеченности жилых домов машиноместами, застройщик обязан на 100 квартир выделить места как минимум для 70 автомобилей. Однако данный норматив часто не соблюдается, и гаражно-паркинговая проблема не находит отражения в конкурсной документации наряду с объектами социальной инфраструктуры. На одном из летних заседаний столичного правительства мэр Москвы Юрий Лужков обратил внимание на существование проблемы, заявив, что строителям и чиновникам следует планировать сооружение подземных гаражей заранее, на стадии подготовки жилищных проектов, а не после начала строительных работ. Первый заместитель руководителя департамента градостроительств Москвы Константин Королевский, возглавляющий координационный совет по гаражной программе, вскоре сообщил о намерении властей строго отслеживать сдачу нового жилья с нормативным числом машиномест.
Решение явно запоздалое, хотя утверждать, что городские власти до настоящего времени безучастно относились к вопросам гаражного дефицита, нельзя. Не так давно в Москве проводился эксперимент по созданию автоматизированных вертикальных стоянок, расположенных друг над другом стеллажами. Работают такие «стоянки-роботы» по принципу колеса обозрения и позволяют разместить около десяти машин на участке, где обычно помещаются только два автомобиля. Такие парковочные системы оснащены безопасным механизмом, работают почти без шума. Простота управления исключает необходимость присутствия специального обслуживающего персонала, а время получения автомобиля - всего 8 минут. Парковка, стоимость которой составляет 80 тысяч долларов, получила положительную оценку столичного руководства, и мэр распорядился организовать серийное производство аналогичных механических парковщиков в Москве. Заказ получил ОАО «Тушинский машиностроительный завод». Эксперимент признали удачным, и в настоящее время определяется потребность города в общем количестве механизированных парковок.

Решение вопросов инфраструктуры тесно связано с созданием качественных дорог и парковок. В своем выступлении перед московскими депутатами накануне голосования о назначении на пост мэра Юрий Лужков отметил, что городу не хватает порядка 300 километров дорог. Виной тому, по мнению Лужкова, ликвидация дорожных фондов. Тем не менее, подчеркнул мэр, нужно продолжать формирование эффективной транспортной системы, создавать городское парковочное пространство, способствовать увеличению пропускной способности дорог и созданию новых участков непрерывного движения без светофоров, внедрять интеллектуальные автоматические системы организации и управления дорожным движением.

Выполнить эти задачи в российских городах (не только в таком крупном мегаполисе, как Москва) довольно сложно. Намного легче в создаваемых сейчас микрорайонах и новых городах. Учитывая растущие покупательские возможности населения, архитекторы рассчитывают размеры пролагаемых трасс и парковочных зон с учетом всех нюансов, оказывающих влияние на ландшафтный дизайн. Для ландшафтного архитектора город - это не совокупность домов, а пространство между ними. При правильном размещении даже огромное количество автомобилей не будет утомлять глаз. Примером подобно организованного городского пространства может служить микрорайон Куркино, расположенный за пределами МКАД (внутри кольца появление таких микрорайонов маловероятно из-за недостатка свободных земель). При проектировании двух новых городов - Градослава в Воронежской области и Романова в Липецкой - основной акцент был сделан на транспортную долю общей инфраструктуры. Архитекторы уверенно заявляют, что в ближайшие сто лет автомобильных заторов в этих городах не будет.

Решение программ гаражного строительства и организация дорожного движения являются ключевыми для эффективного существования мегаполиса. Количество участников движения увеличивается ежедневно, а пропускная способность городских улиц резко сокращается. Город ставит стратегические задачи строительства новых крупных магистралей: нужно завершить строительство Зеленоградского проспекта, реконструкцию магистралей Ленинградский проспект – Ленинградское шоссе, ускорить строительство четвертого транспортного кольца. Ждет совместного решения Минтрансом и Московской области вопрос о расширении въездных магистралей, которые являются так называемым узким горлышком для свободного въезда и выезда автотранспорта из Москвы.

Одной из острейших остается проблема информационного обеспечения участников дорожного движения, что нередко приводит к перепробегу транспорта, увеличению расхода топлива и ухудшению экологической обстановки. Информация, передаваемая по каналам радиостанций, поступает нерегулярно и не всегда является достоверной. Системы GPRS и аналогичные им, как правило, ограничиваются указанием маршрута движения, умалчивая о «пробках» и дорожно-транспортных происшествиях. Без сомнений, качественное информационное обеспечение становится одной из составляющих развитой инфраструктуры.

Проблема организации парковочного пространства в Москве стоит наиболее остро, все чаще с ней сталкиваются и другие крупные города России. Главным в решении этого вопроса является комплексный подход: анализ ситуации, планировка транспортных потоков, проектирование современных парковочных пространств, а также формирование правовых основ и привлечение инвестиций. И не только в рамках одного субъекта федерации, даже такого, как Москва. На сегодняшний день перечисленные проблемы не зафиксированы ни в одной из федеральных программ, каждый регион решает их самостоятельно - «на свое усмотрение» и в соответствии с имеющимися ресурсами. Хотя потребность в разработке единого подхода в масштабах всей страны очевидна. Вполне вероятно, что решение названных задач будет возложено на Министерство регионального развития, заметно усилившее свои экономические позиции после получения части полномочий и ресурсов Минэкономразвития.

www aif ru
Автор
akella
12 дек 2007 09:01