Ответ
Оформление временной регистрации через почтовое отделение — это проще и быстрее, чем через Федеральную миграционную службу. Перед регистрацией рекомендуем обойти все ближайшие почтовые отделения в районе, где будете оформлять регистрацию, и узнать их требования и особенности оформления. Требования в разных почтовых отделениях могут существенно отличаться. Одни оформляют регистрацию, другие категорически отказываются. Одни требуют предъявить билет, по которому Вы въехали в РФ, другие нет. Одни требуют присутствия всех лиц, прописанных в данной квартире, другие только ответственного квартиросъемщика. Одни требуют документы, подтверждающие право владения квартирой, другие нет. И так далее.
Но на почте можно зарегистрироваться только на срок не более 3 мес. Если нужна регистрация на год работающим по бессрочному трудовому договору, то надо оформлять регистрацию в отделении ФМС.
Итак, чтобы оформить временную регистрацию на почте, нужно прийти в почтовое отделение с хозяином квартиры (или со всеми, кто в ней прописан — в зависимости от требований данного почтового отделения), заполнить 2 бланка уведомления о прибытии и оплатить гос. пошлину за регистрацию. При себе иметь паспорта. Сотрудник почты поставит штамп на уведомлениях, один бланк уведомления оставит себе (в архив почтового отделения), а в другом бланке уведомления нижнюю отрывную часть отдаст вам в качестве подтверждения вашей регистрации, а верхнюю часть бланка вам нужно будет отправить в ФМС ценным письмом.
Процедура временной регистрации в почтовом отделении обойдется примерно в 200 рублей.
Регистрация по месту жительства может быть оформлена только официально проживающим иностранным гражданам. Оформить постоянную регистрацию белорусу в Москве можно лишь при условии, что у него имеется вид на жительство.
Сначала необходимо сделать временную регистрацию. Потом получить разрешение на временное проживание и только потом вид на жительство. Причем вид на жительство выдается не ранее, чем через 1 год после проживания по разрешению на временное проживание. Хотя в будущем граждане РБ смогут получать вид на жительство без проживания одного года по разрешению на временное проживание. Но пока так...
Если найти основания для получения гражданства РФ (без проживания 5 лет по виду на жительство) – проще будет. Кстати, возможность получения гражданства РФ в упрощенном порядке продлена еще на год, до 1 января 2009 г.
В повседневной жизни термины «прописка» и «регистрация» употребляются как синонимы. Однако с юридической точки зрения это два совершенно разных понятия.
Под регистрацией граждан подразумевается уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком. Регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. В отличие от прописки, регистрация носит не разрешительный, а уведомительный характер.
Действующее законодательство предусматривает два вида регистрации граждан:
– регистрация по месту пребывания (временная);
– регистрация по месту жительства (прописка).
Местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно.
Местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Если приехавший в Москву человек намерен остаться здесь на продолжительное время, но все же не навсегда, он должен оформить временную регистрацию. Чаще всего за этим документом обращаются иногородние, желающие устроиться в столице на работу. Для начала, конечно, придется озаботиться поиском жилплощади. А как только удастся арендовать помещение, необходимо отнести в службу одного окна районного паспортного стола или Федеральной миграционной службы заявление о регистрации, письменное согласие собственника квартиры и всех ее жильцов, выписку из домовой книги, подтверждающую наличие необходимой для регистрации площади, и копию финансово-лицевого счета. Но это, увы, не все. К документам должна быть еще приложена копия трудового договора, подписанная работодателем. И вот тут начинается замкнутый круг: для получения регистрации нужен договор, который не каждый работодатель заключит без регистрации. В таких ситуациях бедолагам не остается ничего другого, как обратиться за помощью в фирму, сулящую сделать регистрацию за определенную плату и предельно короткие сроки. Однако важно помнить: официальной будет считаться только та регистрация, которая прошла через Федеральную миграционную службу.
К еще одним неудобствам временной регистрации можно отнести срок ее действия: она может быть оформлена на год, три или пять лет. Разумеется, впоследствии ее каждый раз придется продлевать. Нередки случаи, когда собственник квартиры не желает оформлять временную регистрацию своему постояльцу на большой срок. Например, хозяин квартиры, москвич, готов временно предоставить часть жилплощади своей дальней родственнице, приехавшей в столицу получать высшее образование. За время своего проживания в городе девушка может выйти замуж и родить ребенка. А это значит, что вместо одного постояльца хозяин квартиры может получить сразу нескольких. Правда, согласно статье 70 Жилищного кодекса РФ, «наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы». И все же, дабы избежать возможных коллизий, собственники жилья просто предпочитают оформлять регистрацию своим постояльцам только на три месяца, как максимум – на год.
Безусловно, самой популярной формой прописки в столице является постоянная, именуемая регистрацией по месту жительства. Сегодня ее может получить не только человек, родившийся в Москве, но и любой гражданин как России, так и любой страны СНГ. Наиболее распространенный способ, укоренившийся еще с советских времен – жениться или выйти замуж за столичного жителя. Кстати, теперь благодаря Жилищному кодексу москвичи могут быть более спокойны за сохранность своей жилплощади при бракосочетании с иногородним. Если, например, москвич женится и прописывает в своей квартире иногороднюю супругу, а потом они разводятся, по прошествии полгода жена по настоянию бывшего мужа и решению суда обязана освободить квартиру. При этом она полностью теряет все права на эту жилплощадь.
Прописать в российской столице иногороднего могут и его московские родственники. И прав на жилплощадь в этом случае у приезжих опять же не будет. Чтобы лишний раз обезопасить себя, можно дополнительно оформить у нотариуса соглашение, в котором четко будет прописано: получивший прописку родственник не сможет претендовать на жилплощадь.
Если же в Москве нет родственников и нет желания вступать в брачные узы, зато есть много денег и стремление приобрести здесь недвижимость, москвичом стать еще проще. Согласно тому же Жилищному кодексу, «гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; военный билет (временное удостоверение взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, – для лиц, обязанных состоять на воинском учете. Таким образом, в течение первой же недели после приобретения недвижимости необходимо обратиться в районный паспортный стол, заполнить форму 6, предоставить чиновникам свидетельство о праве собственности (его выдадут в регистрационной палате при регистрации договора купли-продажи) и получить вожделенную прописку.
За регистрацию граждан по месту жительства взимается государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных Законом Российской Федерации «О государственной пошлине» (Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713). Так что к пакету документов надо будет приложить квитанцию, подтверждающую уплату государственную пошлину в Сбербанке.
Нередко иногородние, стремящиеся получить именно постоянную регистрацию в столице, но не имеющие возможности купить квартиру, обращаются в агентства недвижимости, предлагающие услуги подобного рода. Схема простая: на имя заявителя оформляют минимальное количество квадратных метров, достаточных для получения прописки, путем дарения или продажи доли жилплощади. Как уверяют сотрудники таких компаний, у этого способа есть неоспоримые преимущества: минимальные вложения и оформление в течение одного дня. К недостаткам же можно отнести невозможность вернуть потраченные на прописку деньги. Правда, об одном спорном моменте они настоятельно умалчивают: даже совершая подобную сделку в рамках закона, никто не сможет гарантировать ее легальность. Так что, приобретать ли постоянную регистрацию в Москве таким способом – решать вам.
С 15 января 2007 года в России действует новый порядок регистрации иностранных граждан по месту пребывания. Многие слышали, что прежний порядок существенно упрощен, что регистрация носит теперь уведомительный характер. Но что конкретно необходимо предпринять, чтобы зарегистрировать своего иностранного гостя?
Ранее иностранный гражданин обязан был зарегистрироваться по месту пребывания. Данная процедура носила заявительный характер. Теперь регистрации иностранных граждан как таковой не существует, взамен появился учет по месту пребывания. Это фиксация в установленном порядке уполномоченными органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания.
Временно пребывающие в России иностранные граждане обязаны встать на учет по истечении трех рабочих дней со дня прибытия. Если иностранец прибыл в гостиницу, дом отдыха, пансионат, больницу, специальное учреждение для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства или учреждение, исполняющее уголовное или административное наказание, то принимающая сторона обязана в течение суток уведомить орган миграционного учета о его прибытии.
Что же потребуется от самого иностранца? Во-первых, предоставить принимающей стороне документ, удостоверяющий личность, и миграционную карту. Принимающей стороне необходимо будет направить уведомление о прибытии непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы или в организацию федеральной почтовой связи.
В уведомлении указываются следующие сведения о лице, подлежащем постановке на учет:
— Фамилия, имя, отчество
— Гражданство (подданство)
— Дата и место рождения
— Пол
— Вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина
—Вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации
— Цель въезда
— Профессия
— Дата въезда в Российскую Федерацию
— Серия и номер миграционной карты
— Заявленные сроки пребывания
— Адрес места пребывания
Также в уведомление вносятся сведения о принимающей стороне. Если таковой является физическое лицо, необходимо указать:
— Фамилию, имя, отчество
— Реквизиты документа, удостоверяющего личность
— Адрес места жительства
Ну а если это организация, то указать потребуется:
— Фамилию, имя, отчество ответственного лица организации
— Вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации
— Адрес места жительства ответственного лица организации
— Наименование организации
— Фактический адрес организации
— Идентификационный налоговый номер организации
— Территориальный орган Федеральной миграционной службы или организация федеральной почтовой связи, принявшие уведомление о прибытии, в тот же день проставляют отметку о приеме документа в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается принимающей стороне. На этом обязанность по постановке на миграционный учет считается выполненной.
О сроках пребывания
Напомним, что иностранные граждане вправе находиться на территории РФ определенное, строго ограниченное время. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Для «безвизовых» иностранцев период временного пребывания в России не может превышать 90 суток. Впрочем, есть возможность увеличить этот срок вдвое. Такое решение принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции или его территориальными органами.
Если вы не можете оформить уведомление…
В соответствии с законом, для оформления уведомления о прибытии необходимо присутствие приглашающей стороны. Но что делать, если данное лицо не может этого сделать? Иностранный гражданин вправе подать такое уведомление самостоятельно, но по почте выслать уведомление не получится. Документы подаются в органы миграционного учета. К ним относятся:
— копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина
— документы, подтверждающие уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии
— копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, выступающего в качестве принимающей стороны
— копия миграционной карты
Затем отрывной талон от уведомления предоставляется иностранному гражданину.
Если потерян отрывной талон уведомления…
Иностранному гражданину необходимо будет явиться в территориальный орган миграционной службы, где он поставлен на учет, и написать заявление об оформлении дубликата отрывной части бланка уведомления о прибытии. В заявлении надо будет указать обстоятельства утраты или порчи отрывного талона. После проверки сведений об учете данного гражданина заявителю в течение 3 рабочих дней выдается дубликат.
Как снять с учета
На приглашающей стороне, помимо обязанности поставить на учет иностранца, лежит и обязанность снятия с учета.
В случае выезда иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия иностранного гражданина.
В каждом паспортном столе выдвигают определенные требования для оформления временной регистрации. Но обычно нужны следующие документы:
1. Паспорт.
2.Нужно заполнить бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина.
3. Заявление хозяина квартиры, в которой приезжий временно пребывает (иногда требуются подписи всех проживающих о согласии зарегистрировать иностранца). Либо договор найма квартиры.
4. Финансовый лицевой счет на квартиру.