Ответ
Сватовство
В последние века минувшего тысячелетия все начиналось со знакомства. Неважно, где и как это происходило. Важно, что если двое «глянулись» друг другу и парню удалось договориться с родителями, в дом к невесте или сваты. Но бывало и наоборот. С древнейших времен сохранялся обычай, по которому инициаторами брака могли выступать родители девушки. Если сватовство принималось, об этом визите на какое-то время «забывали», и потом все шло обычным порядком.
Сватовство предварял сбор сведений о невесте – «выясняли породу». Первый день сватовства назначали, если полученная информация удовлетворяла семью жениха. Старинный обрядовый чин предусматривал несколько ступеней сватовства. Иногда их объединяли, и дело «слаживалось» в один день.
Однако через смотрины должна была пройти каждая невеста, какими бы благоприятными ни были собранные о ней сведения. Девушку выводили на середину комнаты и предлагали совершить различные действия: пройтись перед лавкой, где сидели сваты, приподнять поочередно обе руки, снять с головы платок и т.д. При таком пристальном осмотре были видны все физические изъяны. По окончании смотрин ждали решения жениха. Если невеста устраивала, договаривались о дальнейших действиях. Или смотрители выходили на крыльцо для совещания. Потом жених возвращался, и мать девушки подносила ему стакан меда. Если парень выпивал весь стакан – жди сватов. Если подносил ко рту и тут же ставил на стол – не бывать свадьбе.
Иногда невесту смотрели после просватанья. Это называлось «свидание». Объявление о нем делалось при «большом народе» в доме невесты. В таком случае обязательно было угощение и только в присутствие жениха.
Обряд сватовства четко делился на сельский и городской. На селе сватали родственники жениха. Придя в дом невесты, заводили сначала общие разговоры, потом звучало традиционное «у вас товар, у нас купец». Если родители не возражали против сватанья, то ответ был один: «Милости просим, сват девке не позор».
В большинстве случае сватовством занимались женщины. Но попадались и мужчины. Однако права у них были разные, особенно в сельской местности и на городских окраинах. Свахи были двух категорий. Одни – по страсти к свадьбам и устраиванию чужих свадеб, вторые – профессиональные.
В Подмосковье, как впрочем, и во многих областях России, сватовство, смотрины, сговор, а иногда и свадебное застолье начинались чаепитием. Завершалось все совместным молением и традиционным хождением вокруг стола. Довольно часто сговор начинался сразу после смотрин, становясь одновременно и помолвкой, и обручением. В разных районах России и в разные века обряды эти имели разные формы, но результат был всегда одинаков и желанен.
Сватовство сегодняшнего дня значительно короче и будничнее сватовства на Руси. И в разных частях России оно включает в себя разные элементы. Однако встреча родственников с обеих сторон, знакомство и обсуждение различных моментов организации свадьбы – неизбежны. Так что главную свою функцию этот – пусть и укороченный – ритуал все же выполняет: в финале молодые объявляются женихом и невестой.
Свадебные традиции, в том числе и обряды сватовства, отличаются у разных народов. Однако, есть и некоторые общие моменты.
В России по традиции перед тем, как сватов посылали в дом к невесте, их сажали на стул в доме жениха и связывали у стула все четыре ножки кушаком, для того, чтобы свадьба лучше связалась. В обязательном порядке в спину сватам кидали поношенный лапоть, причем необходимо, чтобы лапоть был заношен до дыр. Когда уже сват или сваха отправлялись «на дело», они сначала должны были встать перед иконой Божьей Матери на колени, обтереть ее чистым полотенцем и трижды прочесть свадебный заговор. Именно тогда все должно было удаться на славу.
Сватовство часто совершалось тайно, чтобы в случае отказа можно было избежать нежелательной огласки. Для ритуала сватовства характерна иносказательность, символичность. Сваты в иносказательной форме высказывали желание юноши взять в жены девушку из дома, который они как бы "случайно" посетили. В каждой местности существовала система условных знаков, заменявших прямое согласие на брак или, тем более, отказ. Так, в некоторых областях Германии, желанного свата потчевали пирогом, нежеланного - приглашали чистить картошку. В Испании символом отказа могла служить вынесенная сватам тыква (такой же обычай встречался в Белоруссии, на Украине). Каталонцы, желая отказать жениху, начинали подметать пол в доме, стараясь, чтобы пыль летела на сватающихся гостей.
Большинство обычаев сходны тем, что согласие на брак обязательно символизировалась совместным "вкушением" какой либо пищи, чаще праздничной, - например, специального пирога.
Иногда заключению соглашения предшествовал ответный визит родителей невесты в дом жениха. Целью таких визитов было получше узнать достаток, имущественное положение будущей родни. Нередко, например, в Венгрии, семья жениха могла прибегнуть и к обману, выставляя в доме домашнюю утварь, взятую взаймы у соседей и даже показывая под видом "своих" - чужие земельные участки. Семья невесты, в свою очередь, стремилась нанести такой визит неожиданно.