(Добавлено 2011г)Перечень отсрочек от призыва в армию со всеми изменениями на текущий год смотрите по ссылке
----------------------------------
Отсрочки, предоставляемые в связи со спецификой семейного положения
Достаточно сложным для понимания и применения на практике является пп. «б» п. 1 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Эта норма нуждается в истолковании.
Итак, призывник имеет право требовать предоставления отсрочки, если одновременно соблюдены следующие четыре условия:
Призывник имеет отца, мать, жену, родного брата, родную сестру, дедушку, бабушку или усыновителя (достаточно кого-либо одного).
Указанные лица не находятся на полном государственном обеспечении (т. е. не определены в социальные учреждения: дома пенсионеров, инвалидов, детские дома, суворовские и нахимовские училища).
Указанные лица:
а) нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), или
б) являются инвалидами первой или второй группы, или
в) являются гражданами пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) 1, или
г) не достигли возраста 18 лет.
Указанные лица не имеют иных, кроме призывника, лиц, обязанных по закону их содержать. Наличие любого лица, обязанного по закону содержать нуждающегося родственника (кроме самого призывника), лишает последнего права на отсрочку по этому основанию. Круг лиц, обязанных по закону содержать нуждающегося родственника, определён Семейным кодексом РФ следующим образом:
родители — несовершеннолетних детей (ст. 80 СК РФ);
родители — совершеннолетних нетрудоспособных 2 детей (ст. 85 СК РФ);
трудоспособные совершеннолетние дети — родителей (ст. 87 СК РФ);
супруг — нуждающегося супруга (ст. 89 СК РФ);
бывший муж — нуждающуюся бывшую жену в период беременности и в течение трёх лет со дня рождения общего ребёнка (ст. 90 СК РФ);
бывший супруг — нетрудоспособного нуждающегося бывшего супруга, ставшего нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака (ст. 90 СК РФ);
бывший супруг — нуждающегося бывшего супруга, достигшего пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время 3 (ст. 90 СК РФ);
совершеннолетние братья и сёстры — несовершеннолетних нуждающихся и совершеннолетних нетрудоспособных нуждающихся братьев и сестёр (при этом обязанность по содержанию совершеннолетних нетрудоспособных нуждающихся братьев и сестёр обусловлена невозможностью получения содержания от трудоспособных совершеннолетних детей, супругов, бывших супругов, и от родителей) (ст. 93 СК РФ);
совершеннолетние внуки — нетрудоспособных дедушку и бабушку (ст. 95 СК РФ);
пасынок и падчерица — нетрудоспособных отчима и мачеху, воспитывавших и содержавших своих пасынков и падчериц (ст. 97 СК РФ).
При рассмотрении вопроса о предоставлении отсрочки по указанному основанию призывник должен предъявить собственное свидетельство о рождении и справку о составе семьи. Также предоставляются документы, свидетельствующие о нуждаемости родственника в постоянном постороннем уходе (пенсионное удостоверение, или свидетельство об инвалидности, или свидетельство о рождении не достигших 18 лет братьев или сестёр, или заключение органа государственной службы медико-социальной экспертизы), и документы, указывающие на отсутствие иных лиц, обязанных по закону содержать этих родственников (подтверждающие смерть или недееспособность этих лиц). Такой перечень документов требуется на практике. «Официальный» перечень, утверждённый Приказом Министра обороны РФ № 400 от 6 сентября 1999 года, ввиду его казуистичности на практике применяется не часто.
Надо отметить, что рассматриваемая норма в части предоставления отсрочки призывнику, мать (отец) которого воспитывает инвалида с детства без мужа (жены), внутренне противоречива. С одной стороны, Семейный кодекс РФ (в частности, ч. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 31, ч. 2 ст. 54) рассматривает воспитание исключительно как способ воздействия на ребёнка (детей), относя к последним исключительно лиц, не достигших возраста восемнадцати лет (ч. 1 ст. 54). С другой, п. 4 Разъяснения «Об определении учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утверждённого Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 15 апреля 2003 года № 17, устанавливает: «причина инвалидности „инвалид с детства“ определяется гражданам старше 18 лет». Таким образом, для предоставления призывнику отсрочки по рассматриваемому основанию, его мать (отец) должна иметь ребёнка, одновременно и достигшего, и не достигшего 18 лет.
В первоначальной редакции закона это условие формулировалось так: «достигли пенсионного возраста по старости». По причине отсутствия в законодательстве определения понятия «пенсионный возраст по старости» возникали сложности в процессе толкования рассматриваемой нормы. Возникал вопрос: может ли являться основанием для предоставления призывнику отсрочки досрочное назначение трудовой пенсии его родственнику? По мнению автора, указанное положение должно было рассматриваться сквозь призму пенсионного законодательства РФ. Так, согласно ст. 10 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340—1 «О государственных пенсиях в РФ», пенсия по старости на общих основаниях устанавливалась мужчинам по достижении 60 лет, женщинам — по достижении 55 лет. Термин «пенсионный возраст» в законе не использовался. Поэтому в целях определения пенсионного возраста по старости таковым рассматривался именно возраст, указанный в ст. 10 Закона.
Ст. 11 того же закона определяла круг лиц, имеющих право на пенсию по старости НА ЛЬГОТНЫХ ОСНОВАНИЯХ. То есть, право на пенсию по старости у этих граждан возникало по достижении иного, отличного от установленного ст. 10, возраста. И в целях определения пенсионного возраста для этих граждан использовался возраст, указанный в ст. 11.
1 января 2002 года утратил силу Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» и вступил в силу ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно ст. 7 этого закона, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Правоприменительная практика именно этот возраст признавала пенсионным возрастом по старости.
Согласно ст. ст. 27, 28 этого закона, трудовые пенсии некоторым категориям граждан могут назначаться «РАНЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ ВОЗРАСТА, УКАЗАННОГО В СТ. 7 НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА». Таким образом, если раньше законодательство давало гражданам право на пенсию по старости со снижением пенсионного возраста, то с 1 января 2002 года возраст, с которого граждане имеют право на пенсию по старости, не снижается, но возникает право на назначение пенсии ДОСРОЧНО (т. е. до наступления установленного законом срока).
Следовательно, в целях определения пенсионного возраста с 1 января 2002 года может рассматриваться только возраст приобретения права на трудовую пенсию, установленный ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Тем не менее, различными исследователями высказывалась диаметрально противоположная позиция (см., например: Великоредчанин С. Ч. Азбука призыва. Пособие для призывников и их родителей. — М., Ростов-на-Дону, 2005, с. 53, 54).
ФЗ от 1 декабря 2004 года № 149-ФЗ «О внесении изменений в статьи 24 и 51 Федерального закона „О воинской обязанности и военной службе“ поставил точку в затянувшихся спорах об определении пенсионного возраста по старости, заменив понятие „достигли пенсионного возраста по старости“ на более конкретное: «являются гражданами пенсионного возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет)".
Согласно ст. 2 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», нетрудоспособными гражданами признаются: а) инвалиды, в том числе инвалиды с детства, б) дети — инвалиды, в) дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, г) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), д) граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Как ни странно, граждане, достигшие преклонного возраста, имеющие право на трудовую пенсию, но не имеющие инвалидности, равно как и не имеющие инвалидности несовершеннолетние, нетрудоспособными не признаются.
Согласно сложившейся судебной практике, под длительным временем состояния в браке понимается пять и более лет.
Отсрочки, предоставляемые в связи с работой
Граждане, проходящие службу в:
органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе МЧС РФ;
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,
органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
таможенных органах РФ,
имеют право на отсрочку от призыва на время службы в этих органах в том случае, если: а) окончили образовательные учреждения высшего профессионального образования, отвечающие критериям, предъявляемым к собственнику имущества учреждения в целях получения отсрочки в связи с обучением в этих учреждениях, или б) окончили образовательные учреждения (не обязательно — высшего образования) указанных выше органов и получили специальные звания.
Право на отсрочку имеют граждане, которые:
а) имеют высшее педагогическое образование;
б) работают в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки негосударственных образовательных учреждениях;
в) работают на педагогических должностях;
г) работают в сельских образовательных учреждениях (принадлежность образовательного учреждения к сельским подтверждается справкой управления образованием).
Все четыре условия должны присутствовать одновременно.
Право на отсрочку предоставляется врачам, работающим в сельской местности. Согласно Приказу Министра обороны РФ № 400 от 6 сентября 1999 года, призывник должен подтвердить справкой из управления здравоохранением принадлежность учреждения, в котором он работает, к сельской местности. Впрочем, по нашему мнению, независимо от содержания справки, право на отсрочку имеет врач, работающий в поселении, численность населения которых не превышает пяти тысяч человек: согласно ст. 5 Градостроительного кодекса РФ, такие поселения признаются сельскими (в некоторых случаях численность сельского поселения может быть и большей).
Отсрочку от призыва на время работы имеет право требовать поступивший на работу призывник при соблюдении всех следующих условий:
Государственная организация, в которой он работает, включена в определенный Правительством РФ перечень (утверждён Постановлением от 30 декабря 1998 года № 1583);
Он поступил на работу на условиях полного рабочего дня;
Он поступил на работу по специальности;
Он поступил на работу непосредственно по окончании ВУЗа. Термин «непосредственно» в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не конкретизирован. Судебной практики по этому вопросу нет. Словари же определяют термин «непосредственный» как «прямо следующий после кого-чего-нибудь, без посредствующих звеньев». Это определение позволяет нам считать, что право на отсрочку при соблюдении прочих условий появляется, если для призывника это первое рабочее место по окончании ВУЗа.
Призывник имеет право на отсрочку от призыва на военную службу в том случае, если он избран:
депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;
высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа субъекта РФ);
депутатом представительного органа местного самоуправления;
главой муниципального образования.
Отсрочка по указанному основанию предоставляется на срок осуществления соответствующих полномочий.
Призывники, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ о выборах в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности или на членство в органах (палатах органов) государственной власти или органах местного самоуправления, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу на срок до дня официального опубликования (обнародования) общих результатов выборов включительно, а при досрочном выбытии — до дня выбытия включительно.
Отсрочки, предоставляемые в связи с обучением
Право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с получением образования закреплено подпунктами «а» и «б» пункта 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Право на отсрочку предоставляется далеко не всем гражданам, получающим образование. Закон предъявляет определенные требования к: а) собственнику имущества образовательного учреждения, б) типу образовательной программы, в) форме обучения и г) числу ранее использованных отсрочек, полученных в связи с обучением. Соблюдение этих требований даёт призывнику право требовать от призывной комиссии предоставления отсрочки от призыва.
а) В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 года «Об образовании», учредителями образовательного учреждения могут выступить не только органы государственной власти и местного самоуправления, но и общественные и религиозные объединения, частные и общественные фонды, граждане и т. д. В зависимости от того, кто является учредителем, различают государственные, муниципальные и негосударственные образовательные учреждения. Перечень таких форм исчерпывающий, их всего три. О том, в какой форме создано и действует образовательное учреждение, учащийся может узнать из устава этого образовательного учреждения. С уставом можно ознакомиться как в самом учебном заведении, так и в государственном органе управления образованием (бывшие ОНО).
Сказанное выше — информация очень скучная, но необходимая. Ибо только граждане, обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, при наличии иных необходимых условий, имеют право на отсрочку. Отсрочка в связи с обучением в негосударственном учебном заведении предоставляется только в том случае, если это заведение имеет государственную аккредитацию. Аккредитация производится Министерством образования и науки РФ, по итогам аккредитации негосударственному образовательному учреждению выдаётся свидетельство.
б) Законодательство выделяет два типа образовательных программ — программы общеобразовательного и профессионального образования. К первому типу относится дошкольное образование и общее образование: начальное (грубо говоря — три класса школы), основное (девять классов) и среднее (полная школьная программа). Получение образование в школах, лицеях и иных (независимо от названия) общеобразовательных учебных заведениях является одним из условий предоставления отсрочки на всё время обучения, но до достижения призывником 20-летнего возраста.
К программам профессионального образования относятся программы начального (училища и т. п.), среднего (техникумы и т. п.), высшего (институты, университеты и т. п.) и послевузовского (аспирантура и т. п.) профессионального образования.
При соблюдении иных необходимых требований (к форме обучения, организационно-правовой форме образовательного учреждения и лимиту отсрочек) право на отсрочку на время обучения имеют те, кто получает профессиональное образование в ПТУ, техникуме, колледже, университете, — названия могут быть разными. К учреждению профессионального образования относятся ВСЕ учебные заведения, кроме общеобразовательных: детсадов, школ и обучающих по «школьной» программе.
Граждане, обучающиеся по образовательным программам профессионального образования, теряют право на отсрочку при превышении нормативных сроков освоения основных образовательных программ (к послевузовскому образованию это не относится: отсрочка, предоставляемая в связи с обучением в аспирантуре, не утрачивается при превышении нормативных сроков обучения).
в) В России известны шесть форм обучения:
очная;
очно-заочная (вечерняя);
заочная;
форма семейного образования;
самообразование;
экстернат.
Только обучающиеся по очной форме обучения имеют право на отсрочку от призыва.
Подведем промежуточный итог. Призывник имеет право на отсрочку на время обучения (аспирант — на время обучения и на время защиты квалификационной работы), если одновременно соблюдены четыре следующих условия:
Он обучается в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Если учебное заведение негосударственное, то право на отсрочку есть только в том случае, если оно имеет государственную аккредитацию.
Он получает общее или профессиональное образование, но при получении общего образования имеет право на отсрочку только до достижения 20-летнего возраста, а при получении профессионального (кроме послевузовского) связан нормативными сроками обучения.
Он обучается по очной форме обучения, а не по любой из пяти других форм.
Он не превысил лимит отсрочек (на обучающихся в аспирантуре лимит не распространяется).
Несколько слов об этом лимите. Отсрочка, предусмотренная пп. «а» п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предоставляется только два раза: первый раз граждане могут воспользоваться правом на отсрочку при получении образования некоего данного уровня, второй — при получении образования более высокого уровня. Кроме того, закон указывает на ряд обстоятельств, при наличии которых право на отсрочку сохраняется за гражданами. Так, право на отсрочку сохраняется:
при повторном поступлении в учебное заведение того же уровня (при условии их обучения не более трёх лет в предыдущем образовательном учреждении того же уровня) или при переводе в другое учебное заведение того же уровня;
в случае однократного использования академического отпуска.
Структура нормы права, предусматривающей сохранение за гражданами права на отсрочку, такова, что позволяет сделать вывод о наличии у гражданина возможности дважды использовать право на сохранение права на отсрочку: во-первых — при повторном поступлении или переводе, во-вторых — при использовании академического отпуска. При этом, согласно использованной в законе формулировке, за гражданами сохраняется не отсрочка от призыва на военную службу, а право на отсрочку. Следовательно, данное право необходимо реализовать, получив от призывной комиссии решение об отсрочке. Возникает вопрос: как данное положение, предполагающее возможность воспользоваться правом на отсрочку как минимум трижды (например, при поступлении в ВУЗ, при переводе в другой ВУЗ и по завершении академического отпуска), согласуется с требованием о предоставлении отсрочки не более двух раз? И как следует понимать слова закона «граждане вправе воспользоваться предусмотренным настоящим подпунктом отсрочкой от призыва на военную службу не более двух раз (для получения образования данного и более высокого уровня)"? Если условия, указанные в скобках, являются исчерпывающими условиями повторного предоставления отсрочки по рассматриваемым основаниям, то каким образом призывная комиссия может реализовать сохранённое за гражданином право на отсрочку? Думается, что причина возникновения этих вопросов — в низкой юридической технике, использованной разработчиками закона. Вероятно, законодатель хотел сказать не то, что сказал. В предыдущем издании настоящей работы я высказал предположение, что вопрос о неоднократном предоставлении отсрочки должен быть разрешён следующим образом. Призывные комиссии должны предоставлять гражданам отсрочку от призыва на военную службу не более двух раз; при возникновении же обстоятельств, которые формально дают гражданину право на отсрочку в третий раз (если предположить, что ограничений по числу предоставляемых отсрочек нет), то данным правом гражданин не может воспользоваться в силу требований, установленных пп. «а» п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В настоящее время можно сослаться на разъяснение рассматриваемых положений закона ВРИО начальника Главного управления Министерства обороны РФ В. Васильцовым. В письме от 4 сентября 2004 года № 315К/2/5086 он сообщает: «В соответствии с абзацем четвёртым подпункта «а» пункта 2 статьи 24 указанного Федерального закона (ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» — А. Ч.) право на получение отсрочки от призыва на военную службу сохраняется за гражданами, обучающимися в перечисленных образовательных учреждениях в случае их повторного поступления в образовательное учреждение того же уровня (при условии их обучения не более трёх лет в предыдущем образовательном учреждении того же уровня) или однократного перевода в образовательное учреждение того же уровня, а также в случае однократного использования ими академического отпуска. Иными словами — указанные случаи не влекут за собой применения другой правовой нормы и эти граждане продолжают пользоваться правом на отсрочку, которая им была предоставлена по первому основанию». Таким образом, должностное лицо Министерства обороны РФ даёт толкование закона с позиции отождествления отсрочки и права на отсрочку. И по причине теоретической порочности основания, на котором базируется толкование, вопросы, поставленные мной выше, остаются открытыми.
Итак, правом на отсрочку предусмотренным пп. «а» п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», гражданин может воспользоваться только два раза. Первый — при поступлении в образовательное учреждение, второй:
а) при поступлении в образовательное учреждение более высокого уровня (в ВУЗ после ПТУ, техникума и т. п., в техникум после ПТУ…), или
б) при повторном поступлении в учебное заведение того же уровня (при условии их обучения не более трёх лет в предыдущем образовательном учреждении того же уровня) или при переводе в другое учебное заведение того же уровня, или
в) при возобновлении обучения по завершении академического отпуска.
Заметьте: основание для предоставления отсрочки, не оформленное отсрочкой, не влияет на предоставление отсрочки в будущем. Пример: призывник учился в техникуме, не оформляя отсрочку, но имея право на её оформление. Затем, по окончании техникума, поступил в ВУЗ и оформил отсрочку. При переводе в другой ВУЗ он имеет право на отсрочку, поскольку до этого использовал только одну.
Призывник, отчисленный из образовательного учреждения за нарушение его устава или правил внутреннего распорядка, теряет право на получение в дальнейшем отсрочек при поступлении в другие учебные заведения (кроме случаев обучения по программе послевузовского профессионального образования). При этом не имеет значения, когда произошло отчисление — до вступления гражданина в призывной возраст или после, без оформления отсрочки от призыва в связи с обучением в учреждении, из которого гражданина отчислили, или после оформления — предусмотренное пп. «а» п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу на отчисленного по указанным основаниям гражданина впредь не распространяется.
Ещё раз обращаю внимание читателя. Граждане, обучающиеся по программе послевузовского профессионального образования по очной форме обучения в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственных ВУЗах и научных учреждениях, имеющих лицензии на ведение образовательной деятельности по программам послевузовского профессионального образования имеют отсрочку от призыва на военную службу на время обучения и защиты квалификационной работы в силу пп. «б» п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Это означает, что на них не распространяются установленные пп. «а» того же пункта ограничения по числу предоставляемых отсрочек и условия о нераспространении на них права на отсрочку в связи с предшествующим отчислением из образовательных учреждений за нарушение их уставов или правил внутреннего распорядка. Каждый раз поступая в очную государственную (муниципальную, имеющую аккредитацию негосударственную) аспирантуру, гражданин вновь приобретает право на отсрочку от призыва на военную службу.
Отсрочка предоставляется на время обучения (для обучающихся по программе послевузовского профессионального образования — на время обучения и защиты квалификационной работы). Поэтому в целях определения даты окончания отсрочки необходимо установить дату ОКОНЧАНИЯ ОБУЧЕНИЯ. Справка по форме № 26, удостоверяющая факт обучения, на основании которой, согласно Приказу Министра обороны РФ от 6 сентября 1999 года № 400, призывная комиссия принимает решение о предоставлении отсрочки, содержит указание на дату ОКОНЧАНИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ. Термины не совпадают. Поэтому призывные комиссии часто рассматривают день ОКОНЧАНИЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ днём окончания обучения, а значит, и отсрочки. Этот день фактически является днём защиты дипломной работы. Существует и третий подход к определению дня окончания обучения — с привязкой к измерению нормативных сроков обучения в годах. Единообразная правоприменительная практика по этому вопросу не сложилась. Однако, прокуратура по сложившейся практике работы отказывает военному комиссару в удовлетворении заявления о возбуждении уголовного дела по факту уклонения от призыва на военную службу в том случае, если обнаруживается (в материалах личного дела призывника, предоставляется учебным заведением по запросу следователя или адвоката, предоставляется призывником) справка по форме № 26 с датой окончания обучения, следующей за днём вынесения решения о призыве.
Несмотря на неоднозначность данного вопроса, на решение о призыве на военную службу, вынесенное призывной комиссией до дня окончания образовательного учреждения, можно подать заявление об оспаривании в суд. Что приведёт к приостановлению исполнения решения о призыве. Если решение суда не будет вынесено или не вступит в законную силу до истечения текущего призыва (а в этом можно не сомневаться), то решение о призыве будет отменено призывной комиссией как нереализованное.
Документом, подтверждающим право гражданина на отсрочку, является справка по форме № 26 (форма утверждена Приказом Министра обороны РФ № 400 от 6 сентября 1999 года). Граждане, получающие послевузовское образование, предоставляют кроме того диплом о высшем профессиональном образовании (к личному делу призывника приобщается его заверенная копия).
Отсрочка и освобождение от призыва. Порядок предоставления и виды отсрочек
Отсрочка от призыва на военную службу отличается от освобождения от призыва как по основаниям предоставления, так и по правовым последствиям. По сути, отсрочка — это временное освобождение от призыва, отложение рассмотрения вопроса о призыве гражданина на военную службу до прекращения оснований предоставления отсрочки. Отсрочка от призыва, по какому бы из предусмотренных ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» оснований она ни предоставлялась, является срочной и прекращается с момента прекращения оснований для её предоставления. Гражданин, имеющий отсрочку от призыва, не изменяет своего статуса, бывшего до предоставления отсрочки: он по-прежнему остаётся призывником и подлежит призыву, как только прекратятся основания для предоставления отсрочки. Гражданин, которому предоставлено освобождение от призыва, не подлежит более призыву на военную службу и зачисляется в запас.
Поскольку отсрочка предоставляется только гражданам, подлежащим призыву на военную службу, права на отсрочку не имеют граждане, пребывающие в запасе. Это разумное требование закона: граждане, зачисленные в запас, не подлежат призыву, поэтому решение о призыве этих граждан не может быть отложено на более поздний срок, т. к. не может быть принято вообще.
Как было сказано выше, призывники, которым дано заключение о категории годности к военной службе «В» или «Д», зачисляются в запас. Поэтому отсрочка может быть предоставлена только тем призывникам, кто имеет категории годности «А», «Б» или «Г». Следовательно, прежде чем оформлять отсрочку, призывник должен подумать над тем, что по её окончании будет гораздо сложнее доказать «негодность» к призыву. Врачи призывной комиссии справедливо усомнятся в достоверности медицинских сведений, предоставленных гражданином, ранее признанным (и зачастую — признававшим себя) здоровым.
Между тем, практика работы с призывниками показывает, что большинство молодых людей не имеют достоверных сведений о состоянии своего здоровья. По данным, полученным за несколько последних лет врачами, с которыми мы тесно сотрудничаем, абсолютное большинство молодых людей призывного возраста узнавали о наличии заболеваний, дающих основания для освобождения от призыва, только в процессе специализированного обследования, направленного на выявление таких заболеваний.
Исходя из сказанного, рекомендуется изначально ставить вопрос о предоставлении не отсрочки от призыва, а об освобождении по состоянию здоровья.
В соответствии со ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», вопрос о предоставлении отсрочки решается на стадии призыва на военную службу, а призыв, согласно ст. 26 того же закона, обязательно включает явку на медицинское освидетельствование (это касается и офицеров запаса тоже). Следовательно, невозможно оформить отсрочку без определения категории годности молодого человека к военной службе.
Предоставление отсрочки от призыва на военную службу до достижения 18-летнего возраста не влечет за собой никаких юридических последствий для гражданина. Оно ничтожно. Также нельзя рассматривать в качестве использованной отсрочки ни присутствие истекших до достижения 18-летнего возраста оснований для предоставления отсрочки, ни присутствие тех же оснований по достижении 18 лет, если отсрочка не оформлялась надлежащим образом.
По основанию предоставления отсрочки можно подразделить на четыре вида:
Предоставляемые по состоянию здоровья: отсрочка по указанному основанию предусмотрена пп. «а» п. 1 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Отсрочка от призыва на военную службу, согласно указанной норме закона, предоставляется гражданам, признанным временно не годными к военной службе (категория годности «Г»). В настоящей работе указанная отсрочка не рассматривается отдельно, порядок её предоставления описан в главе, посвящённой медицинскому освидетельствованию;
Предоставляемые в связи с особыми условиями жизни призывника. К этой группе отсрочек мы относим отсрочки, предусмотренные пп. «б», «в», «г», «д», «е», «и» п. 1 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В настоящей работе указанной категории отсрочек посвящены две главы;
Предоставляемые в связи со спецификой места работы или рода деятельности призывника. Имеем в виду отсрочки, предоставляемые на основании пп. «ж», «з», «к», «л» п. 1 и пп. «в», «г» п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
Предоставляемые в связи с получением призывником образования: общего, профессионального (пп. «а» п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») или послевузовского (пп. «б» п. 2 той же статьи закона).
Кроме того, отдельным категориям граждан отсрочки могут быть предоставлены на основании Указов Президента РФ.
Закон не ставит предоставление отсрочки в зависимость от того, использовал ли ранее призывник отсрочку, предоставленную по иным основаниям. Так, прекращение отсрочки, предоставленной в связи с получением призывником образования, не мешает ему потребовать предоставления отсрочки, к примеру, на том основании, что он воспитывает ребенка в возрасте до трех лет.
На офицеров запаса, согласно п. 3 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», распространяются не все отсрочки, предусмотренные законом для призывников, а лишь те из них, на которые указывает п. 3 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Призыв в армию 2008. Новые правила.
http://www.moscow-faq.ru/all_q...
Отсрочки от призыва в армию?
http://www.moscow-faq.ru/all_q...
Как себя вести в военкомате?
http://www.moscow-faq.ru/all_q...
КАК ВСТАТЬ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ?
http://www.moscow-faq.ru/all_q...
Как купить белый билет?
http://www.moscow-faq.ru/all_q...
Где находятся военкоматы в Москве?
http://www.moscow-faq.ru/all_q...