Зачем Москве два автозавода?

Спрашивает 12 дек 2007
Зачем Москве два автозавода?
Получить новые ответы
Ответ
Аргументы и факты: Зачем Москве два автозавода?

СКОРО пять лет стукнет, как столица посадила себе на шею АМО «ЗИЛ» и АО «Москвич» (АЗЛК). В надежде на то, что эти два портящих воздух и землю истощенных гиганта окрепнут и утрут нос провинциалам -ВАЗам и ГАЗам. А там, глядишь, нарастив мускулы, уже и сами начнут кормить столичную казну.
Чтобы деньги потерять

В 1992 г. ЗИЛ приватизировался. Через два года акционировался и АЗЛК. Стихия рынка приняла столичные «флагманы отечественного автомобилестроения» столь же «приветливо», как прорубь упавший в нее топор, — они мгновенно пошли на дно. Сократили производство в 20 раз: выпуск машин обрушился с сотен тысяч до 3 тыс. в год. Сократили персонал в 3–4 раза: на заводе имени Лихачева осталось меньше 20 тыс. работников, на «Москвиче» — меньше 5 тыс. К 1996 г., по признанию министра науки и промышленной политики столичного правительства Евгения Пантелеева, ЗИЛ — наше «крупнейшее предприятие фактически превратилось в большой автосервис». Само собой, и АЗЛК не избежал этой участи, он тоже, по сути, скатился до статуса авторемонтной мастерской.

Если бы не случай, вместо автогигантов на более чем 1 тыс. га сегодня мозолили бы глаз авторынок, автосервис и автосвалка, что называется, в одном флаконе. Федеральная власть придерживалась формулы: спасение утопающих — сами понимаете чьих рук дело. Специалисты из Антимонопольного комитета предлагали передать земли заводов в аренду малому и среднему бизнесу. Казалось, никому дела нет до возрождения ЗИЛа и АЗЛК, кроме них самих. Но тут столичное правительство вдруг решило выкупить предприятия и вывести их из состояния клинической смерти, ни на какие затраты невзирая. И теперь автозаводские земли, хоть по-прежнему и пропитаны вглубь на 3 м нефтепродуктами, зато вычищены от залежей хлама. На рынок выехали новые «зило-азээлковские» модели, и производство машин растет. Титаническими заботами отцов города «Москвич» и ЗИЛ сдвинуты с того места, где они сидели по уши…

Но, к сожалению, похоже, лишь затем, чтобы исполнить новую «историческую» роль — огромного дырявого решета, в котором исчезают городские деньги. Почти пятилетку муниципалы осыпают их всевозможными льготами, безвозмездно рекламируют, кредитуют, списывают долги, размещают городские заказы — а заводы до сих пор убыточны. За ЗИЛом числится около 2 трлн. руб. займов — у банков, из федерального и столичного бюджетов. За «Москвичом» — 600 млн. долл. Начальник отдела российского Министерства промышленности Алексей Сереженькин рассказал, что в конце восьмидесятых АЗЛК взял кредит под возведение моторного комплекса. Но на страну обрушилось бремя перемен, и в итоге завод остался без своих двигателей и без денег, одолженных под их строительство. История, что и говорить, печальная. По-человечески желание московских чинов поддержать ЗИЛ и «Москвич» в беде понятно. Но с точки зрения защиты интересов столицы — не выдерживает критики.
Чтобы потом перекрыть кислород

ПОКУПКА контрольных пакетов акций заведомо убыточных автогигантов — это даже не рискованный бизнес, а вообще — не бизнес. Это идеология. Сначала и сгоряча отцы города объясняли покупку идеей создания конкурентных ВАЗам-ГАЗам автомобилей. Но она до такой степени накладывалась на слоган: «Не в этой жизни!», что не протянула и двух-трех сезонов. Теперь оказывается — по словам мэра Юрия Лужкова, — «город помогает предприятиям, исходя не из конъюнктурных соображений, а выдвигая на первый план социальный аспект. В Москве безработицы нет и быть не должно!» Надо понимать, что в случае банкротства ЗИЛа и «Москвича» столица опасается разгула безработицы. Но позвольте! На этих автозаводах трудятся 30 тыс. работников. А городской Комитет труда и занятости рапортует, что в Москве существует более 100 тыс. различных вакансий. К тому же газеты бесплатных объявлений пестрят приглашениями в частные сервисы автослесарей и автоэлектриков — сегодня это чуть ли не самые востребованные в городе специальности. Так что в Москве нет безработицы и не будет — что с ЗИЛом и «Москвичом», что без них.

Впрочем, какой бы фантастикой сегодня это ни казалось, но предположим — произошло чудо и надежды правительства Москвы на возврат былой славы ЗИЛа и «Москвича» осуществились. Строились эти предприятия за городской окраиной. А сегодня они чуть ли не примыкают к центральной части. Как только две гигантские промзоны, что называется, задышат полной грудью — вне всяких сомнений, столица будет готова заплатить любые деньги, чтобы… «перекрыть им кислород». По данным экологов, пагубное воздействие промзон охватывает территорию в 2–3 раза большую, чем они занимают.
Не надо «спасать Отечество»

КРОМЕ нас еще в Мехико производят авто. Но тут особый случай: население за пределами мексиканской столицы может похвастать не более чем тремя классами начальной школы. Все остальные крупные европейские города, как правило, к исходу века вывели автопроизводства в малоразвитые страны. Зарубежные столицы устраивает амплуа центров культуры, финансов, моды, индустрии развлечений и туризма. А Москве со всеми ее претензиями на «европейскость» неймется вернуть сомнительную славу крупного промышленного центра. Одним из последних Париж расстался с головным предприятием знаменитого «Рено», теперь на его территории — музей завода. У нас, напротив, городские власти с «Рено» зарегистрировали совместную фирму «Автофрамос» и начали сборку «меганов». В следующем году «Автофрамос», арендующий пока только сборочный корпус на «Москвиче», намерен ввести еще кузовной цех и линию окраски. Планов — громадье! Так, глядишь, и до изготовления двигателей дойдет.

Все тот же Евгений Пантелеев однажды заметил, что «с работой ЗИЛа связаны сотни тысяч человек в России и в СНГ. Если это предприятие начнет работать, то оживет производство и на других заводах». В рассуждении министра — ключ ко многим политическим акциям правительства Москвы. Оно «спит и видит» себя спасителем Отечества. Но, может, пора уже пожалеть городскую шею, которая возьмет и обломится, если на нее вешать беды российской весовой категории? В Москве ведь тоже проблем хватает. Вот одна — поиск удобного, максимально приближенного к центру участка под детский городской парк (поколения юных москвичей так его и не дождались — выросли). Вот и еще одна из «перезревших» — вывод ЗИЛа, «Москвича» и других крупных предприятий за границы МКАД. Между прочим, если заменить пораженный слой зиловской почвы, выйдет идеальное место для московского Диснейленда. Детям будет праздник. Не говоря уже об облегчении, которое испытает столица. Успешные или убыточные — без разницы, автозаводы только уродуют ее тело.

Елена КИБАЛЬНИК
Автор
akella
12 дек 2007 09:10