Ответ
Брошенные, но не одинокие
Не всем детям посчастливилось иметь любящих родителей. Некоторые ребята не имеют даже дома. Но есть люди, которые готовы помочь им не только выжить в их тяжелой жизненной ситуации, но и остаться именно детьми, продолжающими верить в лучшее. Благодаря сотрудникам детского дома № 1 Сормовского района у таких ребят есть шанс на нормальную жизнь и надежда на будущее.
На вопросы нашего корреспондента отвечала директор детского дома Ольга Павловна Омельченко:
— Ольга Павловна, давно ли вы работаете директором детского дома?
— С 2005 года. Когда я пришла сюда, то первым делом обратила внимание на то, что «бегающих» детей было около двадцати. Это очень большая цифра. Я решила сделать наш детский дом более уютным, комфортным и семейным, чтобы у ребят не возникало желания убегать отсюда. Начала с обстановки. Есть разные способы лечения. Можно лечить таблетками, различными медицинскими методиками, но можно также лечить и с помощью прекрасного. Если вокруг человека все красиво, то и в душе у него возникают положительные эмоции. Так в помещениях был сделан ремонт в светлых, радостных тонах. И, что уже является важным показателем: дети до сих пор относятся к этой красоте очень бережно, не портят ее.
— Сколько ребят содержатся в детском доме?
— Сейчас их 64. С осени 11 человек мы отправили учиться в ПТУ.
Старшие помогают младшим
— По какому принципу строятся группы?
— Все группы в детском доме строятся по принципу семей: в них входят дети разных возрастов, что дает возможность, например, старшим ребятам помогать младшим.
— Как к вам чаще всего попадают дети?
— После того, как их родителей лишают родительских прав. Причем, это очень большая проблема. Многие ребята тяжело это переносят. К тому же, такие родители потом часто скрываются, не платят алиментов на детей.
— Как такие дети привыкают к новым условиям жизни?
— По-разному бывает. Но дети попадают к нам уже из приютов, где они могут жить довольно долго. И многие за это время уже привыкают к таким заведениям. Поэтому они довольно быстро адаптируются и к жизни в детском доме. Кроме того, у нас есть специалисты, которые помогают ребятам влиться в новый коллектив.
Хороший пример заразителен
— Есть ли в вашем детском доме особенно «проблемные» дети?
— Одна девочка, например, когда впервые к нам попала, сразу сказала, что жить в детском доме не будет. Постоянно убегала и сейчас находится в федеральном розыске. Еще есть двое детей, которых я положила в наркологическую больницу. У них уже сформировались токсикомания и зависимость от алкоголя. Пока лечение эффекта не приносит, потому что из больницы они периодически убегают. Есть дети с тяжелой психопатизацией личности, которые вообще не хотят никаких правил признавать, но их немного. Такие дети должны жить в закрытых детских учреждениях, чтобы они были полностью ограждены от того пагубного влияния со стороны, которое оказывается на них на улице.
У нас специальный коррекционный детский дом. Хотя лично мне это название не нравится. Ведь ребенок, по большому счету, не виноват, что у него, например, задержка психического развития. Такие дети должны жить вместе с детьми «нормы». Это и социализации помогает, да и хороший пример часто бывает заразительным. Если с такими детьми выстроить определенную систему лечения и воспитания, то будут положительные результаты.
Сами зарабатывают деньги
— Кто помогает вам лечить детей, адаптировать их?
— У нас работают очень хорошие специалисты, которые любят детей и умеют с ними общаться. Это психолог, логопед, дефектолог, руководители кружков. Основная наша проблема, как и большинства детских домов — это очень маленький штат сотрудников, расширить который бюджет не позволяет. Очень хороший способ лечения и адаптации — это трудотерапия, который мы широко используем. Наша задача — научить ребят трудиться, зарабатывать деньги, чтобы после того, как они покинут детский дом, могли себя обеспечивать. Причем, не тем путем, который ведет к негативным последствиям, а нормальным способом, принятым обществом. Я привлекаю различные организации, которые могли бы дать работу нашим воспитанникам. Чтобы ребята могли в свободное время прийти туда, поработать, заработать деньги, а потом потратить их на себя. Мы, например, сотрудничаем с типографией, где нашим ребятам дают возможность заработать, клея буклеты. В прошлом году мы работали с одной строительной компанией, для которой дети шили рабочие рукавицы.
Дети преображаются
— За то время, что вы работаете директором, были ли случаи устройства детей в семьи?
— Да. Например, в этом году одного ребенка, мальчика, взяли на патронатное воспитание. Сейчас у нас к усыновлению готовится еще один ребенок. Конечно, это очень долгий и трудоемкий процесс. Мы должны подобрать подходящего родителя, собрать о нем сведения, в течение определенного времени наблюдать за ним. С потенциальным родителем долго работают наши специалисты. Ведь мы несем ответственность за то, чтобы ребенку потом было хорошо в новой семье. Но наши усилия оправданы: все-таки для детей гораздо лучше, если у них есть свой дом, родители, которые смогут о них позаботиться. Ребята сразу преображаются в лучшую сторону: другие глаза, другая улыбка.
— Случается ли такое, что дети, пожив у вас какое-то время, возвращаются в свои родные семьи?
— Да. Вообще, родитель, лишенный прав, не может требовать возможности видеть своего ребенка. Но если я вижу, что он приходит в нормальном состоянии, я разрешаю им видеться. И я уважаю наших детей за то, что они продолжают любить своих родителей, какими бы они ни были. Сейчас мы работаем с одной мамочкой, которую лишили прав на ребенка. Но она встала на правильный путь: вернула себе жилье, не пьет, уже два года посещает ребенка, приносит ему подарки, откладывает алименты на книжку. Пока я не знаю, чем это закончится, но у нее есть хорошие предпосылки, чтобы восстановить родительские права.
Приятно, когда труд ценится
— Проводятся ли в вашем детском доме какие-то мероприятия или что-то подобное, интересное для ребят?
— Периодически мы приводим коллективно-творческие дела. Например, по подготовке и проведению праздников. Ребята многое делают сами. У нас есть различные кружки. Например, кружок лепки. Причем, мы стараемся делать поделки, которые у нас потом могли бы купить. Ребятам очень приятно, что их труд так высоко ценится, что за него даже платят деньги. Это их дополнительно стимулирует. Наши ребята хорошо рисуют. Мы стараемся почаще проводить выставки их работ. Проходят у нас и дискотеки, в подготовке которых наши подопечные принимают активное участие.
— До какого возраста воспитанники живут в детском доме? Что происходит с ними потом?
— После окончания девятого класса я определяю детей в ПТУ. А вообще, по уставу они должны здесь находиться до 18 лет.
«Наши двери для них всегда открыты»
— Как вы считаете, у таких детей есть возможность вести нормальную жизнь после выпуска из детского дома?
— Конечно. Все зависит от нас, взрослых. Как мы их социализируем. Я стараюсь не только тем ребятам помогать, которые живут в детском доме, но и тем, которые из него уже ушли.. Выпускники приходят потом к нам в гости. Когда у меня был юбилей, исполнялось пятьдесят лет, многие ребята, уже покинувшие детский дом, пришли меня с открытками поздравлять. Было очень неожиданно и приятно.
— Могут ли жители города чем-то помочь вашему детскому дому?
— Многие приносят какие-то вещи, подарки для детей. Но было бы гораздо лучше, если бы взрослые общались с детьми, брали их хотя бы ненадолго в семьи. Это очень положительно влияет на ребят.
Если вы хотите взять ребенка в семью, звоните: 225-40-49.