Ответ
Интересный, конечно, вопрос «почему». Надо спросить, наверное, у самого Озона. Интересно, а ответят ли они честно, почему они это сделали. Думаю, что честно не ответят, а начнут снова говорить про удобство, безопасность и заботливость о клиентах.
Официальная версия перехода на способ получения товара с помощью штрих-кода была озвучена на сайте магазина в разделе «Доставка. Важное изменение в получении заказов», а также в их группах в социальных сетях в августе 2022 года. Там написано, что это сделано для того, чтобы получать заказы стало проще и безопаснее (якобы получение заказов по номеру заказа было очень опасным и неудобным и провоцировало разные афёры в виде получения заказов посторонними лицами).
Вообще, как мне кажется, это очень странное объяснение. Кому мог быть доступен номер заказа и другая персональная информация помимо покупателя и самого магазина (может быть ещё мошенникам, которые каким-то образом получили доступ к личному кабинету на сайте или в приложении на смартфоне, например, в результате его потери, но ведь безопасность получения товара никак не меняется, если называть штрих-код или его номер, поскольку эта информация также доступна покупателям, озону и потенциальным мошенникам)? Так от кого безопасность? Вопрос остаётся открытым.
Ну, будем считать, что, конечно же, ради чего же ещё это всё было сделано, если не ради нашего удобства и безопасности. Именно под этими лозунгами продвигаются и внедряются технологии, которые становятся инструментами слежки и контроля за теми же, «ради» кого они внедряются. Собственно, это и есть другая причина (и, возможно, основная) внедрения этой технологии и ей подобных, и соответственно ответ на вопрос «почему они это сделали». А потому что очевидно, что этот магазин наряду с другими подобными компаниями будет встроен в общую систему контроля за людьми.
И тенденции сейчас таковы, что повсеместно абсолютно во всех сферах жизнедеятельности минимизируется использование технологий, при которых происходит взаимодействие человека с человеком и всё больше внедряются технологии взаимодействия человека с машиной (или чего-то, что её заменяет). Вот примерно так я отвечу на основной вопрос, это моё личное мнение и вполне возможно, что оно окажется ошибочным, к тому же мне очень хочется, чтобы оно оказалось ошибочным и всё окажется «совсем не так, как есть на самом деле», ну, это, так скажем, шуточка небольшая. В общем, будем посмотреть.
Теперь вернёмся непосредственно к описанной ситуации. Если не смогли забрать заказ по причине того, что пропустили информацию о смене способов получения товаров, то ничего страшного. Просто нужно зайти в личный кабинет, открыть вкладку «заказы» и посмотреть код для получения товаров в пунктах «Озон». Этот код указан сверху списка всех заказов и он одинаковый для всех заказов, даже если их 100 штук будет получать покупатель в отличие от номера заказа, который индивидуален для каждого заказа (вот безопасно-то как, прям сил нету). И это несмотря на то, что сам Озон уверял, что код для каждого заказа уникален.
То есть если раньше нужно было узнавать номер для каждого заказа, чтобы мошенническим образом получить чужую посылку, и, в крайнем случае можно было так получить 1 товар, то сейчас достаточно узнать 1 код, чтобы получить все 100 штук заказов, образно говоря. При этом никакие другие данные никто не сверяет, ни фамилию не спрашивают, ни что должно находиться в посылке. Ну, да ладно, ну, вот так вот будет сейчас безопасненько.
Также код можно посмотреть, зайдя непосредственно в сам заказ. Этот цифровой код нужно переписать на листочек, сделать скрин и переслать себе в какой-то мессенджер или сфотографировать, чтобы показать с телефона (это если заходили с ПК, если заходили с телефона, то можно сразу сказать код сотруднику). В пункте приёма показывается скрин, фото или просто называются цифры.
Заказы спокойно выдают по этому коду (но это пока, дальше неизвестно, вполне возможно, что этот способ могут и убрать). Таким образом, устанавливать приложение на свой смартфон, чтобы показать для сканирования штрих-код, совсем необязательно. Себе я не устанавливала и спрашивала об этом в поддержке, они мне ответили аналогично: устанавливать необязательно, можно получить по коду.
Хотя вообще, я изучала информацию после нововведения и обнаружила большое количество комментариев и отзывов, в которых говорилось о том, что люди не могли получить заказ, просто назвав код, от них требовали именно штрих-код. Получается, что в разных пунктах приёма действуют разные правила или поначалу просто не до всех сотрудников дошло, как правильно надо поступать. Также встречалась информация о том, что покупатели, посмотрев код, сразу приходили в пункт выдачи и не могли получить товар якобы из-за того, что код не совпадает. Вообще в правилах написано, что код обновляется раз в несколько дней, но по своим личным наблюдениям могу сказать, что он обновляется ежедневно ночью, если в работе много заказов. Поэтому обязательно лучше проверить код буквально перед получением в тот же день.
Если получать по штрих-коду, то правильно делать это так: зайти в приложение, установленное на смартфон, найти заказ, который нужно получить, найти штрих-код к товару и показать его на телефоне в пункте выдачи заказов. Сотрудник просканирует штрих-код сканером и найдёт заказ. В данном случае проверять обновился ли код, не нужно, поскольку, если приложение открывается в пункте выдачи, соответственно штрих-код будет уже обновлённый.
В целом ничего особенно сложного, пока есть возможность получить товар без установки приложения и не имея смартфон. Быстрее это, проще и/или безопаснее, как-то сложно сказать, всё не так однозначно, а почему это и для чего точно, не совсем прозрачно.