Москва-2007
Кто из нас не обещал себе с Нового года стать лучше. Москва тоже живой организм. Она льстит себе и уверена, что «завтра будет лучше, чем вчера». «ИП» узнал, какое будущее столице нарисовали чиновники и что думают по этому поводу горожане, имеющие непосредственное отношение к той или иной сфере городской жизни. Но чтобы вам ни говорили, правду вы узнаете ровно через годНа 100% предугадать, как изменится Москва через 12 месяцев, не дано никому. Даже чиновникам, вроде бы отвечающим за реализацию собственных планов на будущее. Да и многолетний опыт наблюдений за власть имущими показывает, что задумки, описанные в многочисленных программах, порой не имеют ничего общего с реальностью.
Между тем тактика столичных властей за год не изменилась. Много нового обещают сделать и в 2007 году. Однако опрошенные ИП эксперты убеждены: от реализации некоторых масштабных проектов городу может стать только хуже.
С думой о народе
Уж что-что не сильно изменится в наступающем году, так это Мосгордума. Депутатам всегда есть, чем заняться.
Однако планы столичного законодательного собрания на весь 2007 год сейчас выяснить совершенно невозможно. Депутаты предпочитают дольше, чем на один квартал вперед, не загадывать. По данным ИП, до весны народные избранники собираются рассмотреть около 30 проектов различных документов. Но и это число - условное. До оформления некоторых инициатив у депутатов попросту могут не дойти руки.
Все плановые законопроекты можно условно разделить на три категории.
Принятие первой группы документов способно оказать определенное влияние на жизнь горожан. К их числу относятся, скажем, проекты законов «О такси в городе Москве» и очередные поправки к закону 2002 года «Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве».
Принятие или отклонение законопроектов второй группы абсолютное большинство москвичей, скорее всего, вовсе не заметит. Поскольку документы под названиями «Об ответственности за нарушение порядка расходования бюджетных средств в городе Москве» или «Об условиях размещения городского государственного заказа» интересны только самим чиновникам или специалистам. Наконец, третью группу документов составляют отзывы Мосгордумы на различные инициативы, принимаемые Госдумой. Московские законодатели, к примеру, планируют в первые три месяца 2007 года высказать свое мнение по таким важным законопроектам, как «О контроле за доходами государственных служащих и усилении наказания за превышение полномочий, взятки и коррупцию» или «О лицензировании (налогообложении) деятельности астрологов, прорицателей, магов и ясновидящих». Стоит отметить, что подобные отзывы если и учитываются при принятии решений на Охотном Ряду, то весьма нечасто.
Несмотря на определенную виртуальность планов столичного законодательного органа, политологи считают, что Мосгордума в следующем году будет приносить горожанам пользу. «И исполнительную власть города, и законодательную нельзя обвинить в том, что они не прислушиваются к мнениям граждан. Нельзя сказать, что столичные власти всегда адекватно отражают интересы москвичей и каждое их решение - правильное. Но если сравнивать со многими другими регионами, московские чиновники и депутаты действительно прислушиваются к тому, что происходит в народе»,- сказал ИП первый заместитель генерального директора Центра политических технологий Борис Макаренко.
По его мнению, в пользу столичных властей (в том числе и депутатов) говорит то, что некоторые общероссийские проблемы в столице начали решать заблаговременно. К примеру, принятие знаменитого закона №122 (который сокращенно именуется «О монетизации льгот») столица встретила достаточно безболезненно - в Москве определенную роль сыграли «лужковские» доплаты к пенсиям и пособиям. «Городские власти вовремя осознали, что главная проблема - как обеспечить качество жизни в мегаполисе. Поэтому порой очень большое внимание уделяется даже мелочам.
Таким, к примеру, как содержание гражданами бойцовых собак. И при решении, в том числе, и подобных вопросов Мосгордума оказывает достаточно большое влияние»,- считает Борис Макаренко. Таким образом, в 2007 году работа Мосгордумы будет заметно влиять на жизнь москвичей. И далеко не всегда этовлияние окажется назойливо-отрицательным.
Мир магазинам, война рынкам
В наступающем году власти продолжат передел столичной торговли. Однако не факт, что все будет именно так, как запланировано городскими чиновниками.
Согласно утвержденной в конце августа текущего года городской программе развития потребительского рынка и услуг Москвы, в феврале-марте 2007 году планируется наконец закрыть самую криминальную торговую точку столицы - Черкизовский рынок.
На его месте решено построить к 2009 году жилой квартал для сотрудников Университета физической культуры.
Помимо этого в следующем мае московские власти обещают закрыть Савеловский рынок вместе с детской ярмаркой «Совенок». На их месте появится торговый комплекс, где можно будет, как и сейчас, приобретать детские товары. Не забыли чиновники и наказ столичного градоначальника очистить Царицыно от стихийного радиорынка. Однако этого может и не произойти: развалы находятся на территории, принадлежащей Московской железной дороге. Помимо этого в 2007 году горожане лишатся Тушинского и Никулинского рынков. Но не навсегда. На их месте будут возведены торговые комплексы. А к лету московские власти обещают окончательно убрать с улиц города торговые павильоны и палатки. На смену им планируется строить больше магазинов «шаговой доступности» и торговых точек, специализирующихся на продаже продуктов по предварительным заказам. Например, магазинов сети «Утконос», где продукты можно приобрести через каталоги по мелкооптовым ценам.
Появятся и более крупные торговые точки. Например, в 2007 году запланировано открытие сразу трех магазиновскладов, работающих по технологии Cash & Carry (вход в них будет доступен только по специальным пропускам). Но к сети Metro эти магазины не будут иметь никакого отношения. Строить их планируется в Восточном, Южном и Западном округах.
В городе станет больше мест, где можно будет не только купить продукты, но и поесть.
По столичной программе развития потребительского рынка и сферы услуг в наступающем году запланирована постройка полутора сотен точек общепита. Большая их часть - это небольшие кафе. Еще около ста мест для приема пищи решено реконструировать.
Преобразование столичной торговли, как уверяют специалисты, бесследно для горожан не пройдет. По мнению президента Международной конфедерации обществ защиты прав потребителей Дмитрия Янина, часть потребителей в результате замены рынков на торговые комплексы лишится некоторых привычных продуктов питания. Но ненадолго. «Те москвичи, кто привык отовариваться на рынках, конечно, испытают определенные трудности. Ведь закрыть рынок просто, а на строительство на его месте торгового комплекса нужно примерно полгода»,- считает господин Янин.
Специалисты полагают, что намеченные на наступающий год проекты в области реорганизации торговли будет крайне сложно претворить в жизнь.
«Идее открыть по всему городу магазины «шаговой доступности» уже десять лет, и за это время мало что изменилось. Вряд ли изменится и в 2007 году. Реализацией этого и подобных проектов должен заниматься в первую очередь бизнес, а не только чиновники»,- убежден Дмитрий Янин.
Судя по всему, никаких революционных перемен московская торговля в новом году не претерпит.
Не утонуть в зелени
Городские власти и в 2007 году не собираются снижать темпов озеленения столицы.
По планам департамента природопользования, к концу следующего года зеленые зоны должны покрывать не менее 656,5 га. Это на 64,8% больше, чем было засажено газонной травой и цветами в 2005 году (тогда в Москве насчитывалось в общей сложности 398,4 га, занятых зелеными насаждениями). Увеличатся и площади разбитых цветников и клумб - с 690 тыс. кв. м до 883,2 тыс. кв. м. Кроме того, в 2007 году чиновники обещают очистить и восстановить 39 прудов и 28 родников. Среди них - Борисовские и Битцевские пруды, а такжеродники в Покровском-Стрешневе и Битцевском парке.
Продолжение масштабного озеленения по планам городских властей должно привести к снижению выбросов в воздух вредных веществ с 100 тыс. тонн до 82 тыс. тонн в год.
Для достижения этой цифры также планируется перевести как минимум три автобусных парка на газовое топливо.
Теоретически все эти меры должны улучшить экологическую ситуацию в Москве. Но это только на первый взгляд. Чиновники от экологии никак не смогут повлиять на рост потока автотранспорта на городских магистралях. А если количество машин за 2007 год вырастет в темпе последних лет (на 300-500 тыс.), никакие клумбы, газоны и новые парки не спасут атмосферу от дальнейшего загрязнения. «На самом деле в Москве нужно снижать количество автомобильных выбросов в атмосферу. А вот как это будет делать департамент природопользования, мне непонятно,- заявил ИП заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования Олег Митволь.- Ну, переведут они три автобусных парка на газовое топливо, а с личным автотранспортом-то что делать? Более того - я не уверен, что удастся вообще увеличить площади, засаженные зеленью. Ведь сейчас в случае нехватки мест под застройку с деревьями и целыми парками строители не церемонятся. Улучшение экологической ситуации требует системного подхода, и ограничиваться только высадкой цветов и деревьев не стоит. Это проблемы не решит».
Таким образом, с одной стороны, летом следующего года горожан и гостей столицы будут радовать огромные клумбы в центре Москвы. С другой, цветочного запаха никто, скорее всего, не почувствует.
Дороги без дураков
Планы столичных транспортников и дорожников на наступающий год куда масштабнее. Однако взятые повышенные обязательства вовсе не означают, что те же автомобильные пробки в городе в 2007 году будут меньше.
Так, ГУП «Мосгортранс» в 2007 году планирует уменьшить интервалы движения городского транспорта в часы пик. Если верить обещаниям, в часы пик автобусы придется ждать в среднем 9 минут 50 секунд (сейчас интервал составляет около 12 минут), троллейбусы - 5,5 минут (сейчас 8 минут), трамваи - почти 7 минут (норматив на этот год - 9 минут). Кроме того, в 2007 году намечено построить троллейбусный и автобусные парки в Митино, чтобы возить местных жителей до станций метро «Планерная», «Тушинская», «Речной вокзал», «Крылатское» и «Молодежная». Сейчас же из Митино можно добраться на автобусе только до «Тушинской» и «Молодежной».
Новые троллейбусные маршруты появятся не только на Северо-Западе столицы. Запланировано, что больше троллейбусов будет на Севастопольском проспекте, новой линией также соединят районы Ново-Косино и Косино-Ухтомский. В Бирюлево в 2007 году собираются построить новое трамвайное депо, чтобы было проще перевозить жителей этого района до станции метро «Улица Академика Янгеля».
Планируется развивать и городскую подземку. Летом 2007 года в строй может быть введен участок между станциями «Чкаловская» и «Трубная» Люблинской линии метрополитена протяженностью 3,7 км. Между ними откроется станция «Сретенский бульвар», доехав до которой можно будет пересесть на Калужско-Рижскую и Сокольническую линии. На станции «Трубная» откроют переход на станцию «Цветной бульвар». К концу 2007 года также намечено ввести в эксплуатацию участок от «Парка Победы» до «Кунцевской» Митинско-Строгинской линии протяженностью 5,4 км, открыв на этом перегоне новую станцию «Славянский бульвар». Но власти не собираются вкладывать деньги только в общественный транспорт. В 2007 году продолжится создание отдельных полос для движения маршрутных транспортных средств на Ленинском и Ленинградском проспектах. Сейчас этот эксперимент уже идет на Волоколамском шоссе.
Появятся и новые дороги. К концу 2007 года планируется построить развязку на пересечении Ленинградского проспекта и Волоколамского шоссе, закончить реконструкцию участков Ленинградского проспекта от станции метро «Динамо» до станции «Сокол» и от пересечения Ленинградки с Береговой улицей до «Сокола».
В этом месте трассу расширят с 14 до 18 полос. В начале 2007 года продолжится реконструкция Ленинградского шоссе. В частности, будут построены эстакады в районе Головинского шоссе и Фестивальной улицы, второй мост через канал им. Москвы, а также новая развязка на пересечении Ленинградского шоссе и МКАД (она свяжет новый мост с кольцевой автодорогой).
К лету 2007 года начнется реконструкция Нового Арбата. По планам столичных властей, улица станет полностью пешеходной. Автомобили же поедут по специальному подземному тоннелю. Также в 2007 году начнется строительство развязки на Пятницком шоссе (в районе Митинской улицы). Оно должно закончиться в середине 2008 года. На севере столицы будет вестись реконструкция Бескудниковского бульвара.
Предположительные сроки окончания работ - конец 2007 года. Продолжится расширение Варшавского шоссе в сторону области - от МКАД до Щербинки. Кроме того, к следующим новогодним праздникам должна завершиться постройка участка дороги-дублера Кутузовского проспекта от Минской улицы до 1-го Красногвардейского проезда.
Эксперты убеждены, что строительство новых автопарков и рост числа маршрутов общественного транспорта проблему столичных заторов не решит. Хотя бы потому, что никто не станет менять личный автомобиль на место в трамвае или вагоне метро. «Общественный транспорт ходит нерегулярно, что вызывает определенную нервозность у людей. Поэтому надо заниматься не только введением новых маршрутов и строительством новых депо, но, скажем, и освобождать для людей остановки автобусов и троллейбусов. Часто неправильно припаркованные автомобили не дают пассажирам возможность ни ожидать транспорт, ни войти в него»,- полагает член Совета федерации от Карелии, бывший начальник российской Госавтоинспекции Владимир Федоров.
По его мнению, с пробками в городе следует бороться комплексно: «Нужно заставить господ инвесторов, хозяев торговых комплексов строить парковки. Наземные, подземные гаражи. Можно сделать платным въезд в центр города.
Строительство новых магистралей не сильно поможет в борьбе с пробками. На мой взгляд, надо строить магистрали непрерывного движения, когда на пути автомобиля не будет ни светофоров, ни перекрестков. Ведь любое пересечение дорог в Москве сейчас образует затор. Вот в Париже такие непрерывные магистрали есть. Есть там и пробки. Но они хотя бы движутся!»
Иными словами, запланированные столичными властями меры вряд ли в 2007 году освободят Москву от заторов. В них по-прежнему будет стоять и личный, и общественный транспорт. Тем более что делать въезд в центр платным чиновники, скорее всего, не будут, опасаясь народного гнева.
Стройки века
Город не планирует снижать и темпов строительства жилой недвижимости. За счет городского бюджета в новом году решено возвести 1 млн 911 тыс. кв. м жилья. Из них примерно 320 тыс. кв. м планируется отдать очередникам, а 370 тыс. кв. м - участникам программы «Молодой семье - доступное жилье».
В наступающем году власти собираются окончательно разделаться с пятиэтажками, построенными до 1963 года. Полностью закончить снос пятиэтажек московские власти намерены только в 2010 году. Но, по планам властей, уже в 2007 году следует начать снос и панельных девятиэтажек.
В первую очередь их будут убирать из центра Москвы. Разумеется, в наступающем году продолжится и возведение делового центра «Москва Сити». Чиновники обещают не забыть и о нуждах граждан, имеющих личный автотранспорт.
В 2007 году запланировано построить гаражи и стоянки на 130 тыс. машиномест. Многоуровневые подземные парковки появятся под Тверской улицей, Триумфальной площадью, зданием Манежа. Новые гаражные комплексы, построенные на бюджетные деньги, будут возведены в Филях-Давыдково, Богородском и Левобережном районах Москвы, а также в центре - на Международной улице.
Правда, цена места в них, скорее всего, будет сопоставима со стоимостью слегка подержанной иномарки golf-класса.
Однако, по мнению специалистов, окончательное решение жилищного вопроса в следующем году москвичам не грозит.
«Власти каждый год увеличивают темпы муниципального строительства. Число же очередников только растет. Строительство жилья не решает проблем москвичей, потому что оно остается непомерно дорогим»,- сказал ИП депутат Госдумы, бывший кандидат в мэры Москвы Александр Лебедев.
Учиться и лечиться
Московская медицина в следующем году будет развиваться не меньшими темпами, чем, скажем, стройкомплекс.
В 2007 году в столице решено отремонтировать и построить в общей сложности 17 поликлиник и больниц. Кроме того, в Центральном округе (на Большой Полянке) возведут вторую очередь НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. В Северо-Восточном округе (на улице Лодочной) реконструируют санаторий-профилакторий. В Юго-Восточном округе (на Велозаводской улице) построят патолого-анатомический корпус (проще говоря, морг) городской клинической больницы № 13.
Южный административный округ обзаведется лечебным корпусом Клиники неврозов на 750 коек по улице Донской и поликлиникой в Западном Бирюлево. В Западном округе (Солнцево) будет переоборудована подземная часть детской поликлиники №124.
А обучать врачей начнут в новом корпусе Московскогогосударственного университета. Мэр Москвы Юрий Лужков не так давно пообещал, что этот корпус откроется не позже начала осени 2007 года. Он будет многофункциональным: в нем разместится стационар на 300 человек, административно-служебный блок, а также поликлиника и лечебно-диагностический блок с дневным стационаром и отделением физиотерапии.
Городской службе скорой и неотложной медицинской помощи будет выделено почти 600 млн руб., из них почти 130 млн руб. собираются потратить на покупку новых машин «Скорой помощи».
Правда, одним лишь увеличением финансирования и строительством новых медучреждений возникающие в сфере здравоохранения (в том числе и московского) проблемы не решить.
«К нам с мест поступает много жалоб на низкое качество медицинского обслуживания. В последнее время снова обострилась проблема очередей к участковым терапевтам. При этом врачей хватает. Поэтому теперь надо думать, как убирать очереди и повышать качество медицинского обслуживания. Необходимо модернизировать работу поликлиник, пересматривать регламент деятельности участкового врача, структуру его рабочего дня. Важны не только финансовые вливания в медицину. Важно умение и желание организовывать процесс, ввести качественные критерии оплаты труда. Другими словами, нужно эффективно управлять теми ресурсами, которыми наполняется здравоохранение»,- считает председатель комитета по охране здоровья Госдумы Татьяна Яковлева.
Тем горожанам, кого волнует не только здоровье, но и образование, будет небезынтересно узнать, что в следующем году детских садов в Москве станет больше. В общей сложности для дошкольников планируется построить 80 зданий. Из них 71 садик на 11,5 тыс. мест - за счет средств городского бюджета. Причем 10 детских садов будут возводиться по новым проектам. В них предусмотрено наличие центральных вестибюлей с гардеробом и постом охраны, физиотерапевтического и массажного кабинетов, театральных мастерских, мест для релаксации, компьютерных залов.
В построенных по новым проектам детских садах будут большие плавательные бассейны, а на крыше летом можно будет разместить песочницу и качели, скамьи и цветочницы, а также надувной бассейн. Зимой эта крыша даст возможность проводить праздники снежной скульптуры и установить новогоднюю елку.
Для детей постарше в 2007 году планируется построить 20 школ в общей сложности на 10,6 тыс. мест. Таким образом, считают в столичном департаменте образования, наконец будут решены проблемы очередей в детские сады и нехватки мест в школах столицы.
В планах департамента образования также говорится, что вместо существующих сейчас 198 профессиональных училищ к концу будущего года должно остаться только 60. Во всех административных округах появятся по четыре-пять колледжей с многопрофильным обучением по различным отраслям экономики. В каждом училище нового образца смогут получать специальности до 2,5 тыс. человек. Обучение предполагается разделить на два уровня: начальное профессиональное и среднее профессиональное.
Эксперты считают, что московские власти развивают систему образования в городе в правильном направлении. «Речь идет не о сокращении числа ПТУ, а, напротив - о расширении среднего профобразования. Власти хотят сделать училища многопрофильными, увеличить количество преподавателей и студентов.
Москве катастрофически не хватает квалифицированной рабочей силы. Проблема осложняется еще и тем, что выпускники школ не хотят идти в ПТУ, поскольку рабочие специальности сейчас у нас не престижны и плохо оплачиваются. Эту проблему нужно решать вместе с работодателями»,- отмечает председатель комиссии по образованию и науке Мосгордумы депутат Евгений Бунимович.
Если с тем, куда податься 16-летнему выпускнику школы, все более или менее понятно, то совершенно очевидно, что строительство новых детских садов в будущем году вряд ли решит проблему очередей в эти учреждения. Власти собираются в общей сложности создать чуть более 10 тыс. новых «детских» мест. Тогда как ежегодный приток населения в столицу, в том числе и семей с детьми, во много раз больше.