Обман в супермаркете

Высокотехнологичный обман
осторожно супермаркет....

Отправляясь за покупками в супермаркет, покупатель рассчитывает на то, что застраховал себя от проблем. Однако в работающих под маркой престижных брендов магазинах выявляется колоссальное количество нарушений. По данным Общероссийского общественного движения в защиту прав потребителей, только за последний квартал 2005 года в розничных сетях выявлено 5524 нарушения. Это продажа некачественных товаров с просроченным сроком годности, продажа контрафактной продукции без документов и сертификатов качества, факты, когда на кассе с покупателя за товар брали гораздо большую цену, чем указывалось на ценнике. Нередки случаи невежливого обслуживания покупателей. Таков далеко не полный перечень нарушений.

В сетевых магазинах открыто не обвешивают и не обсчитывают. Здесь потребитель сталкивается с цивилизованным способом обмана, в том числе и с помощью системы автоматизации и штрихкодирования. При этом найти виновного чрезвычайно сложно, у продавцов даже не всегда есть бейджи с указанием имени и фамилии. Менеджеры супермаркета, оправдывая недобросовестную работу, приводят разные аргументы. Например, из-за большого объема продаж сотрудники не успевают вовремя менять ценники и т.д.

«Проблема контроля за качеством работы торгсетей существует, — говорит Александр Симаков, начальник Управления защиты прав потребителей Департамента потребительского рынка и услуг Москвы. — Изменение федерального законодательства исключило большинство важных полномочий департамента. Речь идет о слиянии Мосгосторгинспекции с Госсанэпиднадзором по г. Москве и образовании единой службы Роспотребнадзора. Мы обеспокоены, что созданная структура не соответствует направлениям, по которым работала Мосгосторгинспекция в части контроля за качеством товаров, контрафактной и фальсифицированной продукцией и др. Действия новой структуры направлены на формирование цен в аптеках, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в московской телефонной сети и т.п., причем только по поступившим жалобам потребителей. То есть участие службы торговой инспекции в комплексных проверках не предполагается. Получается, что несовершенство федерального законодательства позволяет федеральным органам контроля зачастую игнорировать участие в проверках, проводимых департаментом, префектурами и управами».

Проверок проводится меньше, но в 96% магазинов выявлены те или иные нарушения правил торговли. Сегодня вероятность покупки «левой» продукции такова: информационные носители – от 45% (аудиокассеты с музыкальными записями) до 75–85% (софт и ДВД), парфюмерия и бытовая химия – 60%, автозапчасти и одежда — 35%.

Значительно увеличился объем товара ненадлежащего качества: швейные изделия — 34%, ткани — 30%, трикотажные изделия — 26%, аудио-, видеопродукция — 28%, детские игрушки — 18%. Аналогичное положение и с реализацией продовольственных товаров.
Сложилась парадоксальная ситуация: нарушения выявлены, а наказать виновных, применить штрафные санкции нельзя. Потому что федеральные органы, как отметил г-н Симаков, не присутствуют на проверках. Как же быть?

В Департаменте потребительского рынка и услуг считают, что покупатель должен обладать элементарной правовой грамотой и не стесняться пользоваться своими правами. Если произошла конфликтная ситуация, по мнению специалистов, вступать в дискуссию с работниками магазина не надо. Попросите пригласить менеджера, чтобы написать заявление на имя руководителя торговой организации. Причем если проблема зашла слишком далеко (как в случае с угрозами вызвать милицию), то позвонить в правоохранительные органы лучше вам самим.

И в присутствии сотрудника милиции вручить менеджеру магазина заявление.

Стоит отметить, что администрация магазина не должна настаивать, чтобы вещи сдавались в камеры хранения. Сотрудники магазина также не имеют полномочий делать обыск и досмотр личных вещей покупателей. Большая часть охранников просто выполняет распоряжение своих руководителей. Охрану обязывают пресечь кражу или задержать лицо, пытающееся незаконно вынести продукты. Тем не менее после задержания они должны вызвать наряд милиции. Если же охрану супермаркета осуществляют работники ведомственной или вневедомственной охраны, то они имеют право производить на основании условий договора досмотр вещей, а в исключительных случаях – и личный досмотр для обнаружения и изъятия незаконно выносимого имущества. Сопротивляться требованиям охранников – сотрудников МВД не советуем, потому что они имеют право применять физическую силу и спецсредства при оказании противодействия при доставлении задержанного лица в служебное помещение охраны или органа внутренних дел. Если вы считаете, что действия работника охраны ущемили ваши права, свободу и законные интересы, вы вправе обжаловать это в вышестоящем органе охраны, у должностных лиц или в суде.

При этом можно сослаться на ст. 11, 12 «Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел» – Постановление Правительства от 14.08.92 г. № 589 и ст. 15, 24 «Закона о ведомственной охране» от 14.04.99 г. № 77.

Юрист Общероссийского общественного движения в защиту прав потребителей Елена Вишневская рекомендует «вооружиться» еще и ст. 184 Уголовно-процессуального кодекса РФ, где сказано: «При наличии основания проводится личный обыск, но только сотрудником милиции одного пола с обыскиваемым лицом и в присутствии понятых того же пола».

В заключение следует отметить: в маленькой торговой точке покупатель рискует быть обманутым не меньше, чем в гипермаркете. Правда, есть одно «но». В условиях жесткой конкуренции с сетевиками владелец небольшого магазинчика дорожит каждым своим клиентом. Привлечь покупателя можно не широким ассортиментом и низкими ценами, а внимательным, даже чутким отношением. В таком «магазинчике по соседству» можно взять продукты в кредит «по знакомству». А прекрасно знающий своих покупателей продавец уже заранее подберет любимый сорт того ли иного продукта. Понятно, что обман в таком случае в планы владельца не входит.

Пишет
Архив сайта
Архив сайта