Как путешествовать автостопом
Пока хватает глаз — лес. Преобладающие цвета — серый (валуны) и красный (брусника). Тоненькая ниточка проселочной дороги перерезает чащу. Рядом на костре греется котелок, двое валяются на мху и едят бруснику, изредка, заслышав урчание лесовоза, выбегают на дорогу и принимаются махать руками. Весь день моросит противный дождь.На размытой обочине Ленинградского шоссе стоят все те же двое, рядом валяются насквозь промокшие рюкзаки. Мимо со свистом проносятся иномарки. Наконец, обдавая с ног до головы грязью, останавливается КАМАЗ.
Все это реалии российского автостопа. Неотъемлемый атрибут бродячей жизни американских хиппи — hitchhike — в девяностые годы получил удивительно широкое распространение в нашей стране. Сотни молодых (и не очень) людей в любое время года и суток перемещаются по родным просторам, останавливая машины поднятым вверх большим пальцем, — к друзьям, к родителям, на учебу, на концерт, на футбол или просто посмотреть другие места.
В российской глубинке автостоп — не роскошь, а средство передвижения. Местные жители часто подъезжают на попутках, поскольку денег на автобус не хватает, или же автобус попросту отменили лет пять назад. В определенных местах скапливаются достаточно много таких, как их называют автостопщики, «тюленей», что осложняет перемещение заядлых путешественников — согласитесь, одинокую несчастную бабушку водитель возьмет охотнее, чем двух студентов с огромными рюкзаками.
Самое сложное в автостопе — поехать в первый раз. Большинство наших с вами соотечественников убеждено, что это, во-первых , слишком опасно, во-вторых , слишком медленно, в-третьих , совершенно безынтересно и бессмысленно. Лучший способ избавиться от этих предрассудков — взять и разок попробовать самому выйти на большую дорогу. Где-нибудь в Подмосковье (Подказанье, Подмагаданье) встать на обочине, поднять руку и посмотреть, что получится. Может быть, придется стоять два часа, за которые мимо проедет только один трактор; может быть, проедет триста машин и ни одна не остановится. Но наберитесь терпения. Уверяю, что после первой машины, подвезшей вас хотя бы на километр, до ближайшей Верблюевки, но бесплатно, вы станете лучше думать об автостопе.
Несмотря на общую автостопную необразованность масс, в России существует несколько специальных клубов. Их члены — мастера разрабатывать всякие теории и давать различные советы. В сжатом виде эти рассуждения и предупреждения можно свести к трем правилам:
Продумайте заранее маршрут путешествия (наметьте, через какие города вы поедете, выясните поточнее с помощью атласа автодорог, какие трассы соединяют намеченные пункты, где есть объездные, где находятся важнейшие развязки); трассы бывают трех типов: М — магистральные, А — межобластные, Р — местного значения.
Намечая, где и как стать на трассе, вообразите себя на время водителем и подумайте, удобно ли вам будет там остановиться и захочется ли вам взять «голосующую» личность (не следует «ловить» машину посередине узкого моста, перед железнодорожным переездом, на автобусной остановке и т.д.), хуже всего выбирать место за несколько километров до крупной развязки. Однажды мы стояли часа два на оживленной трассе, мимо проносилось множество машин, но ни одна не притормозила. Случайно взгляд одного из нас упал на неприметный дорожный знак метрах в пятидесяти впереди. Обойдя его, мы увидели, конечно же, красный крест на синем фоне — остановка запрещена.
Когда едете в машине, все время помните о том, что в большинстве случаев водитель берет вас, чтобы не скучать. Конечно, не обязательно отплясывать в кабине лезгинку и исполнять по несколько раз любимую песню Земфиры, но немножко поговорить нужно обязательно, тем более что от водителя можно узнать много интересного про трассу и окрестные города. Показателем высокого класса у автостопщиков считается именно умение разговорить водителя до того, что пассажиру остается только задавать вопросы и поддакивать.
Многих интересует, каким жестом следует останавливать машину? Хотя среди автостопщиков распространен « по-американски » поднятый вверх большой палец, это совершенно не принципиально. Главное, чтобы жест был четкий и направленный на конкретного водителя. Иначе вы рискуете сойти за придорожный столб. В ответ водитель также нередко что-то показывает: махнет рукой направо или налево, значит, скоро сворачивает, поднимет вверх указательный палец — есть место только для одного, проведет рукой по горлу — места нет вообще. Однако остановить машину — это еще полдела.
Дальше нужно быстро подбежать (не надо при этом хватать сразу рюкзаки!), поздороваться, сообщить, куда едешь, узнать, куда едет водитель. Можно просто попросить: «Подвезите сколько-нибудь по трассе». Полезно сообщить конечный пункт вашего маршрута, так где-нибудь в Московской области на вопрос «Вам куда?» брякнуть: «Ну, вообще-то мы во Владивосток едем».
Однажды мы ловили машину на выезде из Уфы, чтобы доехать до трассы Москва-Челябинск (километров пятнадцать) и продолжить наше путешествие на Байкал. Остановилась «Ока», но водитель сообщил, что через километр сворачивает на дачу (зачем вообще останавливался?). Уже закрывая дверь, я невзначай сказал своей спутнице: « Да-а , так мы до Байкала не скоро доедем». «Куда?!?! — закричал водитель. — Садитесь сейчас же!» В результате он довез нас до трассы и еще по трассе километров тридцать, выспрашивая про все перипетии нашего путешествия, а потом, одухотворенный, вернулся на дачу.
Скучая на трассе, помните, что автостоп живет по так называемому «закону потенциалов». Суть которого в следующем: на любой трассе есть водители, называемые «потенциалами», они берут автостопщиков всегда и везде, независимо от того, удобно ли им остановиться, торопятся ли они, достаточно ли свободного места в машине и т.д. Рано или поздно такой шофер проедет мимо вас. Чем дальше от Москвы, тем выше доля «потенциалов» в общем потоке машин. Так, в Бурятии около Байкала вас возьмет каждая вторая машина, только вот проезжают они раз в пару часов.
Быстрее всего ехать автостопом одному, немного медленнее, но все равно приемлемо — в паре. Неправильно думать, что молодого человека в паре с девушкой будут брать в три раза охотнее, чем двух молодых людей. В большинстве случаев, начиная торможение, водитель толком не видит, кто стоит на трассе.
Если вы отправились в автостопное путешествие в компании, нужно разделиться и договориться о местах встречи. Для этого удобно использовать объекты, которые наверняка есть даже в незнакомом городе — центральный телеграф, вокзал, автовокзал. Можно оставлять там записки (например, на вокзале под расписанием поездов на Москву). На многих вокзалах в случае чего можно и переночевать.
Путешествуя без денег, совсем не обязательно зацикливаться на машинах. В конце концов, после недели, проведенной на трассе, на автомобиль даже смотреть не хочется. Нередко бывает, что до пункта назначения никакой трассы вовсе и не идет (примеры: Салехард, Игарка, Магадан, да и во Владивосток только машинами доехать весьма проблематично).
Бесплатно можно ездить на поездах (товарных и пассажирских), паромах, теплоходах, комбайнах, ослах и даже на самолетах.
В поезде проще всего ехать в кабине с машинистом, для чего необходимо переговорить с ним на станции (не стоит пробовать остановить поезд большим пальцем, стоя на обочине). Конечно, берут далеко не все, но где-нибудь на Транссибе или на Печорской магистрали этот способ весьма распространен. В пассажирском поезде можно попытать поговорить на станции с проводником или начальником поезда, пообещать помыть пол в вагоне или просто подарить сорванные в соседнем лесочке цветы. В ряде случаев это «прокатит», хотя ломиться на Ленинградском вокзале в «Красную стрелу» я бы вам не советовал.
Однажды мне нужно было проникнуть на автомобильный паром, чтобы переправиться через Обь. Увидев готовящийся к въезду КАМАЗ, я стал бегать вокруг и показывать руками, куда ему лучше ехать, где встать. В результате все подумали, что я состою при грузовике и спокойно пропустили на паром. Что касается электричек, то привычный нам проезд с покупкой билета на станции и последующей проверкой контролерами осуществляется только в окрестностях крупных городов — Москвы, Питера, Нижнего Новгорода. Гораздо чаще путешествуешь в «поезде с тетками», то есть кондукторами.
Существует множество способов бесплатной езды в электричках, от обычных перебежек из вагона в вагон до попыток «закадрить» проводницу, не исключено, что вы сможете предложить свой собственный, так что не будем на этом подробно останавливаться. К необходимым навыкам вольных путешественников относится и умение «вписаться на ночлег». Здесь бессмысленно давать какие-либо советы, так как результат зависит главным образом от вашего красноречия. Скажем лишь, что вопреки расхожим представлениям о недоверчивости нашего народа, это вполне возможно, особенно в глубинке. Один мой друг провел два месяца в Средней Азии, путешествуя по разным городам и деревням, и за это время лишь дважды ставил свою палатку. Все остальное время он ночевал по «впискам», в том числе в представительстве ООН, на пограничной заставе и т.д. Правда, теперь к нему регулярно наведываются с ответными визитами таджики и узбеки, но что поделать — таковы законы гостеприимства
Словарь автостопщика
Вписка — место, где вольный путешественник может получить всяческие блага: ночлег, плиту или еду, вымыться-постираться, просто отдохнуть какое-то время. Вписки есть в каждом(!) городе, нужно только знать их адреса-телефоны или место нахождения. Автостопщики ведут между собой регулярный обмен Вписками. Если Вы пришли на Вписку, то познакомьтесь со всеми вписчиками, обменяйтесь с ними адресами. Вписываться, пользоваться впиской — понятно.
Взять (взял, взятый) — подсесть в машину по приглашению водителя или другого автостопщика.
Дежурный по станции (диспетчер) — человек (или несколько людей), сидящий за большим пультом, который ведает прохождением и формированием поездов на своём участке. Он также может узнать по радиосвязи о нахождении поездов на соседних участках. В комнате Дежурных часто бывает чайник (электроплитка). Многие ДПС благоприятно относятся к автостопщикам, т. к. они скрашивают одиночество и прогоняют скуку во время дежурства.
Ксивник — специальная сумочка (кошелек) с множеством карманов для документов, блокнота, рингушника, денег, авторучки и прочих мелочей. Как правило, Ксивник носится на шнурке, на шее у xеловека и часто может служить признаком принадлежности к прогрессивному человечеству.
Рингушник — записная книжка автостопщика с адресами Вписок в разных городах и др. полезными записями.
Собака — так некоторые люди называют пригородные электропоезда/ Соответственно собака с теткой, это не дама с собачкой, а пригородный поезд (дизель) по вагонам которого курсирует тетя-билетер и uромко вопрошает в каждом вагоне: Все купили билетики?
Собачий путь — маршрут путешествия, методом пересадки с одной электрички (Собаки) на другую. Например: Москва — Харьков — Семфирополь; Москва — Питер
Стопник — Атлас автомобильных дорог автостопщика. Как правило, в него включены всякие полезные сведения, например, дороги, не обозначенные ни на одной карте.
СОПы — светоотражающие полосы. Вы можете увидеть их на форме ГИБДД, МЧС и других спецслужб в виде белых колец на рукавах и штанинах, а так же горизонтальных полос на груди и спине. Эти СОПы изготавливаются на тканевой основе, переносят перепады температуры и стирку одежды. Приобрести их можно в фирмах изготовителей спецодежды. Стоимость их от 1 доллара за метр (при ширине 1,5 см). Еще бывают цветные СОПы на полиэтиленовой основе, менее долговечные, но, зато более дешевые, попадаются в свободной продаже. Автостопщики применяют СОПы для ночного автостопа, рекомендуется вертикальное пришивание на одежду СОПов, чтобы вас не принимали за представителя спецслужб.
Пишет