Штрих код

Для большинства людей штрих код — это прямоугольник, составленный из линий разной толщины, а так же тринадцать цифр под ним. Но за этими линиями скрывается особая разновидность маркировки товара, которая однозначно определяет: в какой стране произведён продукт, каким предприятием изготовлен и какие потребительские свойства (размер, масса, цвет) он имеет. В мире существует несколько систем кодирования, но наиболее популярны две: EAN (European Article Numbering, «Европейский Артикул») и UPC (Universal Product Code, «Универсальный Код Продукта»). Развесные продовольственные товары могут сопровождаться дополнительным штрих-кодом, в основном им пользуются розничные торговые сети. Некоторые товары, имеющие большие размеры, могут маркироваться восьмизначным кодом (EAN-8). Сейчас обе системы, европейская и американская, унифицированы, но ещё несколько лет назад они были абсолютно несовместимы. Впервые штриховое кодирование применили американские производители железнодорожных вагонов в шестидесятых годах, а в 1973 появилась система UPC, которая до сих пор является основной для товаров произведённых в США и Канаде. Спустя несколько лет, в Западной Европе, появилась система EAN, которая была идентична американской, но отличалась от неё количеством цифр — 13, так как в американской системе не учитывалась страна-производитель. Кстати, из-за такой мелочи в США какое-то время действовал запрет на ввоз товаров без американского штрих кода. В каждой стране (кроме Китая, так как Гонконг сравнительно недавно стал частью Китая) существует всего одна национальная организация, занимающаяся присвоением штрихового кода. В России — это Внешнеэкономическая ассоциация по проблемам автоматической идентификации (ЮНИСКАН/EAN — Россия). Все национальные организации объединены в единую систему EAN-International, которая охватывает около 70 стран мира. Каждой стране присвоен двух- или трёхзначный код — первые цифры в штрих коде любой системы. Несмотря на такой нескромный размах, международная система кодирования не является обязательной, то есть, никто не навязывает производителей наносить на товар штрих код. Тем не менее, подавляющее большинство товаров маркируются производителями добровольно, ни сколько по соображениям престижа, сколько из-за удобства. На самом деле, цифры под штрих кодом всего лишь дублируют информацию тёмных и светлых линий, специальному сканнеру легче считывать двухцветные линии, чем цифры. Но цифровой код не менее полезен, так как позволяет вручную вписать код товара, в случае, когда по каким-либо причинам невозможно считать штрих код по линиям. Штрих-код стал полезен не только в оптовой торговле, сейчас на системе штрихового кодирования держится большинство крупных универмагов и магазинов, сканнеры на кассах позволили практически автоматизировать труд не только кассиров, но и рабочих склада. Считанный код отправляется на главный компьютер, который определяет стоимость товара, а так же его количество на складе. Конечно, обычному потребителю все эти премудрости знать ни к чему, но кое-какую полезную информацию из штрих кода можно получить. Например, код 4607010740429 состоит из следующих частей: 460 — страна происхождения товара, 7010 — предприятие, на котором произведён товар, 74042 — наименование товара и его потребительские свойства, 9 — контрольная цифра. Эта информация может помочь, если, например, качество продукта, который вы покупаете уже не в первый раз, неожиданно изменилось. Возможно, этот товар просто произведён на другом предприятии. Если же вы неуверенны в подлинности продукта, то следует проверить правильность контрольной цифры, которая, на примере кода 4607010740429, рассчитывается так: Складываются цифры, стоящие на чётных местах: 6+7+1+7+0+2=23, Полученная сумма умножается на 3: 23x3=69, Складываются цифры, стоящие на нечётных местах, кроме контрольной: 4+0+0+0+4+4=12, Числа, полученные в пунктах 2 и 3, складываются: 69+12=81, В этом числе отбрасываются десятки: 1, В завершении, полученное число вычитается из 10: 10—1=9. Если рассчитанная таким образом контрольная цифра не совпадает с указанной в коде, значит товар произведён незаконно. Кстати, если код страны не совпадает с названием страны, написанным на упаковке, то такой товар не обязательно является подделкой, а причин такого несоответствия может быть несколько: Фирма зарегистрирована и получила код не в стране, где производится товар, а в стране, куда экспортируется данная продукция. Товар может быть изготовлен на дочернем предприятии. Возможно, товар изготовлен другой фирмой по лицензии. Иногда учредителями предприятия становятся несколько фирм из разных стран. Тем не менее, в инструкции или на упаковке товара обязательно должна быть соответствующая надпись. Список цифровых кодов некоторых стран 00—09 — США и Канада
30—37 — Франция
380 — Болгария
383 — Словения
385 — Хорватия
400—440 — Германия
460—469 — Россия и страны бывшего СССР
4605 — Латвия
471 — Тайвань
489 — Гонконг
45, 49 — Япония
50 — Великобритания
520 — Греция
529 — Кипр
535 — Мальта
539 — Ирландия
54 — Бельгия и Люксембург
560 — Португалия
569 — Исландия
57 — Дания
590 — Польша
599 — Венгрия
600—601 — ЮАР
619 — Тунис
64 — Финляндия
690 — Китай
70 — Норвегия
729 — Израиль
73 — Швеция
740—745 — Гватемала, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Панама
750 — Мексика
759 — Венесуэла
76 — Швейцария
770 — Колумбия
773 — Уругвай
775 — Перу
779 — Аргентина
780 — Чили
786 — Эквадор
789 — Бразилия
80—83 — Италия
84 — Испания
850 — Куба
859 — Чехия и Словакия
860 — Югославия
869 — Турция
87 — Нидерланды
880 — Южная Корея
885 — Таиланд
888 — Сингапур
90—91 — Новая Зеландия
955 — Малайзия
Теги
Пишет
Архив сайта
Архив сайта